Прогресс не стоит на месте, все идет в точности с предписанием Всевышнего. За несколько последних веков произошло столь много глобальных изменений в технологическом плане, что невольно заставляет задуматься об их связи с нормами с точки зрения религии.
Не секрет, что ислам полностью и всецело регламентирует жизнедеятельность человека. Жизнь человека в исламе такова, что он всегда понимает, в какое время и где он находится. Все связано со временем: пятикратная молитва (где лучше прочитать молитву; сначала, или успею в мечеть к азану), ураза (через месяц нужно поститься; меняю свои планы и подстраиваюсь под это поклонение), закят (слежу за временем прохождения лунного года; нужны выполнить фарз), хадж (нужно постараться; скоро месяц хаджа).
Ко всему этому, ученые говорят о том, что время стало идти быстрее. Фраза: «Не хватило времени», уже «избита» и до боли знакома.
Сейчас не возможно себе представить, что было бы, если не было автомобилей, как выглядел бы мир без того, что мы имеем в наше время.
Примерно 112 лет назад под колесами автомобиля погиб первый пешеход. Жертвой автомобильного наезда стал Генри Блисс, проживавший в городе Нью Йорк. Конечно, можно сказать, что тремя годами ранее был инцидент со смертью женщины, но тогда, его не восприняли, как дорожно-транспортное происшествие и поэтому оно было зафиксировано, как инцидент, случай.
Во время Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, не было автомобилей, и соответственно откровений на эту тему тоже не было. Как не было и воздушных судов, и поездов и т.п. Как же ислам смотрит на соблюдение норм, позволяющих сократить и предотвратить жертвы по причине ДТП.
В Коране и в изречениях Пророка, указаны те или иные положения, придерживаясь которых, мусульманин может надеяться на лучший исход в День Судного дня перед Всевышним Господом Богом. Однако, в них не описаны и не регламентированы те моменты, которых не были во времена Пророка. К ним же относятся и правила дорожного движения. По сути дела, таких регламентов очень много, и они все относятся к понятию «масалих мурсаля». В «масалих мурсаля» входят все правила или законы, которые регламентируют некоторые из видов жизнедеятельности, дабы свести к минимуму ущерб, как человеку, так и окружающей его среды. Эти правила устанавливаются самими людьми, дабы отвести вред от человека. Это все прописано в мусульманской юриспруденции.
Одно из правил мусульманской юриспруденции гласит: «Ля дарара уа ля дырар». Это правило можно объяснить следующим образом, «Не должно быть вреда, и того, что ведет к вреду».
Некоторые запреты были среди людей всегда, некоторые появились недавно, а некоторые носят временный характер. К временным запретам можно отнести, например, ловля рыбы во время нереста, когда рыбачить можно только с удочкой, и не более определенного количества улова. Понятное дело, если рыбу начнут ловить во время нереста, то рыбы может не остаться и вовсе, при наших промышленных методах ловли рыб. А это уже нанесение вреда природе, что, несомненно, скажется и на человеческой жизнедеятельности. Эти правила и законы направлены на сохранение среды обитания, которая косвенно касается и человека, поэтому правила касающиеся его самого стоят выше.
Таким образом, правила и законы, относящиеся к категории «масалих мурсаля» по мнению ученых должны соблюдаться наряду с другими законами, регламентированными шариатом.
«Не подвергайте своими же руками самих себя на гибель» (сура «аль-Бакара», аят 195).
Нельзя утверждать, что правила дорожного движения, были придуманы людьми, поэтому, якобы, они не обязательны к соблюдению. Нередко сами пешеходы становятся виновниками ДТП.
По всему миру в дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают около 265 000 человек, а 10 миллионов получают различной степени ранения. Подобного рода происшествия влияют на всех без исключения людей, я имею в виду, налогоплательщиков. Все пострадавшие в ДТП лечатся, в подавляющем большинстве случаев на средства, полученных от налогов.
Еще один важный фактор безопасности дорожного движения – техническое состояние транспортного средства. В данном случае, водитель, заботясь о технической исправности своего автомобиля, заботится не только о своей безопасности и безопасности своей семьи, но и безопасности других участников движения. Какие плоды принесет новая реформа технического осмотра транспортных средств, покажет время, но сейчас необходимо сделать такой техосмотр у себя в голове: изменить отношение к безопасности, особенно, если это предписание религии. Мало кому хочется, стать случайной жертвой автомобиля нерадивого хозяина, в руках которого автомобиль может стать орудием убийства, пусть не преднамеренного, но убийства.
Давайте не забывать изречение Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, который сказал: «Мусульманин – это тот, от языка и рук которого не страдает никто».
Абдуссабур Хайрутдинов