Вопрос нравственности всегда волновал любое цивилизованное общество и никогда не терял своей актуальности. И мусульманское сообщество не исключение. Более того, ислам всегда подчеркивал, что только нравственное общество способно ценить и уважать друг друга
Когда вопрос заходит об этикете мусульманина, то, на мой взгляд, нам надо провести четкую грань между внутренним и внешним этикетом. Если к внутреннему этикету относятся такие понятия как чистосердечие, мягкость, милосердие или правдивость, то к внешнему можно отнести, к примеру, этикет принятия пищи, этикет вежливости и многое другое. Ведь посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, был ниспослан для того, чтобы усовершенствовать нравственность в этом мире. Как передается с его слов: «Я был послан только для того, чтобы довести достойные нравы до совершенства».
В исламе этикет всегда играет решающую роль в жизни человека. Как мы знаем, именно на нравственности построена человеческая цивилизация. Поэтому посланник Аллаха всегда поучал свою паству нравственности.
Как-то он спросил у своих сподвижников: «Не сообщить ли вам о том, кого из вас я буду любить больше всего, и кто из вас будет ближе всех ко мне в День воскресения?» Сподвижники хранили молчание, и тогда пророк, через некоторое время повторил вопрос два или три раза. Когда люди сказали: «Да о посланник Аллаха», то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оповестил: «Самый благонравный из вас».
В этом прекрасном изречении содержится для нас много информации, на которую нам следует обратить внимание.
Для каждого мусульманина пророк Мухаммад очень дорог, а любовь к нему всегда переполняет его сердце. Ведь из миллионов людей Всевышний Аллах выбрал именно этого человека и сделал его последним пророком. Уважая пророка, мусульманин тем самым угождает Всевышнему Аллаху – своему Господу, перед которым нам всем отвечать за наши поступки. Заметьте, в этом изречении посланник Аллаха указывает на то, что благонравный человек в день Воскресения будет очень близок к нему. Что это означает? Это дает нам информацию о том, что благонравный человек будет из числа тех, кто достоин райской обители. Так как близость к пророку в день Воскресения, да благословит его Аллах и приветствует, означает хороший исход нашего расчета перед Создателем. Так как не приходиться сомневаться в том, что пророк является обитателем рая!
Надо отметить, что, давая нам наставления, посланник Аллаха направляет нас к тому, в чем заключается благо жизни, как отдельной личности, так и общества в целом. Пророк всегда подчеркивал, что благодаря нравственности можно достичь благополучия. Посудите сами, если бы мы все вместе стали друг другу улыбаться, быть друг к другу приветливыми и снисходительными. Если бы с вами были хоть немного друг к другу вежливыми и начали уважать и ценить всех. Разве не изменилась бы наша жизнь к лучшему?
С чем мы с вами сталкиваемся каждый день? С грубостью, безалаберностью, с унижением и бесчинством! Реалии нынешнего времени очень далеки от совершенного идеала нравственности. Это произошло потому, что духовная составляющая общества отодвинулась на второй план. Мы перестали чувствовать друг друга духовно. Хотя в наших генах полно духовного составляющего! Мы россияне - люди с духовным прошлым. Вера во Всевышнего, в нас не угасала и тогда, когда были самые жуткие времена для нашего духовенства. Если бы мы с вами сделали первый шаг и начали воспитывать наших детей, давая им духовное образование, может быть, это стало бы толчком к проникновению нравственных ценностей в наше общество.
И тогда, каждый член общества спокойно и с удовольствием будет заниматься выполнением своих обязанностей, дела придут в порядок, восторжествуют истинные ценности и цивилизация достигнет процветания!
Надо отметить важную деталь. Ислам подчеркивает, что обладатель нравственности только сможет достичь искренней веры во Всевышнего Аллаха. Посланник Аллаха сказал: «Наиболее совершенной верой среди верующих обладает самый благонравный из них». Нравственность в исламе непосредственно связана с верой человека. Ведь за проявление хорошей нравственности нам обещана награда от нашего Господа, в виде процветания, благополучия и прощения наших грехов.
Я специально сделал небольшое отступление с вводной частью, для того, чтобы показать, какую роль играет нравственность в становлении мусульманской личности.
Давайте вкратце рассмотрим внутренний этикет мусульманина. Как выглядит внутренний мир нравственности мусульманина.
Вся жизнь мусульманина строиться на принципе веры во Всевышнего Аллаха. И проявление нравственных устоев – есть поклонение, которое, в свою очередь, вознаграждается Богом. Поэтому внутренний мир нравственности зиждиться на заветах Всевышнего Аллаха и его пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего.
Каким внутренним ценностным ориентирам подвержен мусульманин?
Прежде всего, искренности в любых отношениях. Хочу сразу отметить, что это главная составляющая всего внутреннего мира. На искренности зиждется все дела мусульманина.
Во-вторых – правдивости. Это тоже одно из главных внутренних качеств мусульманина.
Пророк в своем изречении подчеркивал: «Поистине, правдивость ведет к благочестию, а благочестие приводит к раю…»
Мусульманин правдив со всеми людьми без исключения, так как благодаря наставлениям ислама, оказавшим на него свое глубокое воздействие, он знает, что правдивость лежит в основе всех достоинств и высоких нравственных качеств. Следовательно, правдивость указала ему путь к благочестию, приводящему тех, кто им обладает, в рай.
И, в-третьих, подвержен чистосердечии. Именно благодаря чистосердечию мусульманин достигает самых прекрасных отношений со своим обществом. Разве не приятно разговаривать с тем человеком, который относится к вам с чистой душой, с чистым сердцем, при этом он Дале от таких понятий, как ложь, лицемерие.
Чистосердечие в жизни мусульманина играет решающую роль. Ведь благодаря нему у него устанавливается связь со Всевышним Аллахом.
Суть чистосердечия в том, чтобы совершать любые дела так, как будто ты видишь Аллаха, а если ты его не видишь, то следует знать, что он видит тебя! И прежде, чем что-то совершить, надо подумать, а понравиться ли это Ему, будет ли доволен этим Всевышний?
Ахмад Халиков