Меняет ли внешнее содержание внутреннее? Громкая фразеология и навязчивые наставления окружающим на каждый случай, обрядовость, внешняя атрибутика, озабоченность третьестепенными мелочами, – это ли показатели того, что человеку можно доверять? Борода, платок и другая атрибутика веры делают ли человека честнее, добрее, душевно богаче? Или для некоторых эта атрибутика лишь ширма или маска, за которой прячется не тот человек, за которого он себя выдает?
Неоспоримо, соблюдение хиджаба – это обязанность для мусульманки, и в этом есть большая мудрость, но речь о том, способна ли покрытая верующая стать духовно богаче без честной работы над своими страстями и пороками? А ведь красивый нрав – половина веры. Да только для того, чтобы он стал красивым, нужно много усердия, чистосердечия и благородства.
Все ли пришедшие в религию качественно меняются внутренне? Некоторые верующие заметили, что, принимая веру и становясь частью мусульманской уммы, какое-то время видят людей сквозь розовые очки. Они уверены, что все верующие – это люди, которые словно по мановению волшебной палочки утратили в одно мгновение свои плохие качества. Но через уроки, которые преподносят некоторые люди, новообращенный начинает понимать, что не все то золото, что блестит. Особенно это заметно в рабочей обстановке, где каждый день жизнь ставит перед людьми новые вопросы взаимоотношений, и люди испытываются друг другом.
То, что люди не всегда становятся теми, за кого они себя выдают, объясняется легко. Во-первых, надо суметь честно, как бы ни было это тяжело и болезненно, выявить свои отрицательные качества, во-вторых, необходимо каждый день кропотливо трудиться над их искоренением. Победить свое эго, которое лелеялось годами и которое есть серьезное препятствие на пути к изменению своей сути, получится не так быстро.
И пока это не удается, легче сыграть хорошего человека, сделать благообразный вид, надеть маску и давать другим наставления.
А ведь банан, как ни украшай его драгоценными камнями, если внутри сгнил, то он отвратителен.
Особенно хорошо видны пороки человека в рабочем коллективе. Ведь люди вынуждены с утра до вечера сосуществовать в одной команде, в стенах одного учреждения. А тут уже не скроешь своей сути, сколько не играй. Иногда люди в коллективе создают нетерпимую обстановку. На первый взгляд, если люди благочинно одеты, значит должно быть все в порядке и с внутренним содержанием, и таким хочется верить. Но, какая досада, некоторым благообразный вид не мешает быть высокомерными и ненавидеть свое окружение, получая удовольствие от унижения или проявления власти над другими. А ведь унижать других, грубить, хамить, чтобы поднять свою самооценку и самоутвердиться за счет власти над кем-то – это то, за что придется ответить в Судный день, даже если носишь бороду или платок. Ислам означает высокую нравственность, что предполагает культуру, самодисциплину, честность, доброту, а не внешнее, показное, ложное благочестие.
Как много говорится о терпении в религии, но далеко не все проявляют его по отношению даже к единоверцам. О доброте и душевном богатстве сказано-пересказано в исламе. Понятно, что работать над этой стороной веры очень утомительно и непросто, но так ведь и жизнь дана для того, чтобы испытать, чьи дела будут лучше. «Благословен Тот, в чьей руке власть, и Он может всё, Тот, Который создал смерть и жизнь, для того чтобы испытать вас, чьи дела будут лучше» (Табарак: 1-2).
Поэтому, встав на путь духовности, наряду с внешним преображением, важно начать с очищения сердца, чтобы не было раздвоения между благообразным видом и истинной сутью, подкрепленной реальными делами.
И напоследок: «Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями» (Аль-Бухари).
Гульназ Мияссарова