Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху (пер.- Мир вам от Всевышнего, Его милость и Его благодать) - эта фраза приветствия произносится в самом начале встречи двух мусульман до того, как они начнут разговаривать о чем-либо, и этой же фразой они попрощаются и расходятся каждый по своим делам.
Что же такое «баракат» (благодать)? Почему ее желают друг другу, и почему ее все-таки так не хватает? В чем причины, может это дефицит, или причина кроется в другом?
Во-первых, нужно узнать, что такое благодать. По определению некоторых исламских ученых: "Благодать,- это постоянство Божественного блага, в чём-либо". Чтобы было более понятно, приведем пример: у Вас есть что-то, но в небольшом количестве, если в этом будет присутствовать благодать, то Вам этого хватит, чего обычно, как правило, не хватило бы. И можем привести аналогию наоборот, представьте, что человек богат прилично зарабатывает, но почему-то ему этих денег не хватает, а причина скрывается в том, что нет в его деньгах благодати (бараката).
Благодать может присутствовать почти во всех вещах окружающих мусульманина. Благодать может присутствовать в знаниях мусульманина, в его времени, имуществе, семье и детях, а также во многих других деяниях, которые направлены на подготовку к Дольнему миру, либо на пребывание в Бренном мире.
Но как мы с Вами понимаем, теория без практики мертва, и чтобы не быть голословными приведем некоторые примеры из хадисов.
В сборнике Бухари приводится следующий хадис: сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, умер, у меня в доме не было ничего съестного, кроме небольшого количества ячменя, хранившегося на полке, и я долгое время питалась им, а когда я измерила его, он исчез".
Передается от Абу Усмана, что Абдуррахман ибн Абу Бакр, да будет доволен ими Аллах, сказал: "Абу Бакр, пришел в дом с гостем,- или с гостями - но на ночь задержался у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда же он пришел домой, моя мама сказала: "Ты оставил своего гостя,- или гостей - одних ночью". Абу Бакр сказал: "А вы ужинали?" Мама сказала: "Мы им предлагали, но они отказались,- или он отказался". Абу Бакр разгневался и поклялся, что не прикоснется к этой еде. Я убежал и спрятался. Мама начала клясться, что тоже не прикоснется к еде, пока папа не поест из неё. Гость,- или гости - услышав, тоже поклялись, что они не будут кушать, если он не поест. Тогда Абу Бакр, сказал: "Это все от шайтана", и позвал к столу. Он приступил к еде, и мы все стали кушать, и сколько бы мы не ели, еда все время прибавлялась в блюде. Он сказал "О сестра бану Фарраса, что же это такое?" Она сказала: "Радость моих очей, поистине её стало ещё больше, чем когда мы приступили к еде". Все покушали и еду из этого блюда мы отправили к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который так же отведал из неё".
Принимая во внимание все составляющие, способствующие появлению или увеличению благодати, можно с уверенностью сказать, что главной причиной, не позволяющей проявиться благодати в нашей жизни, являемся мы сами. Воспринимая благодать как явление само собой разумеющееся, и прилагающееся к религии, как бесплатный подарок, мы, по сути дела, не прилагаем каких-либо, даже элементарных стараний, чтобы благодать присутствовала в нашей жизни. Отсутствию благодати мешают несколько причин:
Первая причина и она же самая главная и важная составляющая благодати – богобоязненность. Так в Коране Всевышний Аллах в суре «аль-Аграф» в 96 аяте сказал: "Если бы жители селений уверовали и стали богобоязненны, Мы раскрыли бы перед ними благодать с неба и земли. Но они сочли это ложью, и Мы схватили их за то, что они приобретали". Стоит ли недооценивать важность богобоязненности, комментарии здесь излишни.
Вторая причина - не совершение дуа, взываний с мольбами ко Всевышнему.
Существует много примеров дуа, которыми взывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и которые включают в себя о ниспрашивании благодати.
Например, дуа, когда мы просим за кого либо: "Аллахумма барик ля-хум фи-ма разакъта-хум ва-гъфир-ля-хум ва-рхам-хум" "О Аллах надели их благодатью в том, что Ты им дал, прости их и смилуйся над ними".
Или дуа, произносимое перед едой: «Аллахумма барик ля-на фи-ма разакъта-на ва кы-на газабаннар» "О Аллах надели нас благодатью в том, что Ты нам дал, и спаси от мук Огня".
Третья причина - невыплата закята и неподавание милостыни. Абу Хурайра передает, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Не оскудеет из-за милостыни богатство".
Сообщают от Абу Хурайры, передававшего от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: "Аллах, Всеблагодатен Он и Превознесен, сказал: "О Сын Адама! Расходуй (во благо), Я буду расходовать на тебя!"
Четвертая причина - отсутствие честности во всех видах людских взаимоотношений. Передаётся от Хакима Ибн Хаззама, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "Обе заключающих сделку стороны, имеют право расторгнуть её до того, как расстанутся. А если они будут честны и покажут (недостатки своего товара), то им, в их сделке будет дана благодать, но если они оба солгут и утаят (недостатки своих товаров), то благодать от их сделки будет удалена".
Пятая причина - не пользоваться утренним временем, т.е. не совершение дел ранним утром. Передается от Сахра аль-Гъамиди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "О Аллах дай благодать моей Умме в раннее время дня". Сам же Сахр, был торговцем. Он всегда начинал работу с раннего утра, это умножило его имущество до такой степени, что он не знал, куда его девать.
Шестая причина - не следование Сунне Пророка в правилах принятия пищи. Передается от Ибн Абаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал "Благодать снисходит в середине еды, потому начинайте кушать с края (блюда) а не с середины".
Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поев, облизывал три своих пальца и говорил: "Если у кого-то из вас упадёт кусочек, то пусть устранит с него мусор и скушает его, а не оставляет его шайтану". И приказал нам доедать пищу до конца. Он сказал: "Ведь вы не ведаете в какой (части) вашей еды благодать".