Мы живём во времени, когда полное соблюдение законов Шариата оторвано от жизни мусульман. Мусульмане разобщены и вдобавок находятся под давлением чуждых идеологий, поэтому обязанностью мусульманина является объективное понимание Ислама и того, к чему нас призывает Всевышний.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Того, кому Всевышний желает блага, Он делает понимающим религию". Мало гордиться Исламом и говорить "я мусульманин", не понимая этой религии. Необходимо полностью изучать религию и понять ее такой, какой её дал Всевышний, ведь среди мусульман хватает тех, кто своим непониманием её исказили, извратили, изуродовали. Об этом сказал ещё Али (да будет доволен им Аллах), сподвижник Пророка (мир ему и благословение): "Они своим непониманием расчленили религию, превратили её в мясо на разделочной доске и разделали".
Правильное понимание Ислама есть выбор мусульманином умеренного пути в Исламе, путь должен быть взвешенным, далёким от чрезмерного углубления, а также от халатного и нерадивого отношения к религии. То есть без фанатизма с одной стороны и пренебрежения с другой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Оберегайтесь фанатизма в религии, ибо, воистину, погибли те, кто были до вас, из-за фанатизма в религии". Поэтому Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) говорил: "Придерживайся серединного пути, к которому стремится отставший и возвращается ушедший вперёд". Имам Хасан аль-Басри говорил: "Ислам находится между фанатиком и небрежным".
Необходимо, чтобы молодёжь поняла приоритетность Ислама. Не все предписания Ислама на одном уровне по значимости. Есть убеждение - оно занимает первое место, затем столпы Ислама, затем другие фарзы (обязанности), затем ваджибы, которые менее значимы, чем фарзы, но важнее, чем желательные действия (сунна). Мы нередко встречаемся с теми, кто разжигает войну против брата по вере из-за следования или, наоборот, не следования сунне, а по Исламу нельзя упрекать человека, оставившего что-либо из желательного.
Однажды, когда Пророк (мир ему и благословение) рассказывал о столпах Ислама (молитве, закяте, посте и т. д.), один из асхабов сказал: "Клянусь Аллахом, я не добавлю к этому ничего, но и не убавлю". Тогда Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Кто желает увидеть человека Рая, пусть посмотрит на него".
Но, к сожалению, в нашем обществе есть люди, которые только тем и занимаются, что создают смуту по поводу вопросов, в отношении которых есть разнообразные мнения учёных (хиляф).
Все думают по-своему. Так почему же один не позволяет другому то, что позволил себе? То есть он не позволяет другому иметь своего мнения, как позволяет это себе, а ведь может быть так, что второй прав. Как сказал имам Шафии: "Моё мнение, которое мне кажется правильным, может быть ошибочным, а мнение другого, которое я считаю ошибочным, может быть верным".
Мы нередко видим, что наша молодёжь впадает в жёсткость и грубость, призывая к Исламу, вместо того, чтобы вооружиться мудростью и добрым увещеванием.
Аллах в Коране говорит (cмысл): "И призывай [о Мухаммад] к Господу с мудростью и добрым увещеванием и спорь с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошёл с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути" (сура "Ан-Нахль", аят 125).
Не должно быть грубости и жёсткости на пути следования и призыва к Исламу. Это и есть путь срединный, умеренный, взвешенный, путь, которого необходимо придерживаться молодому мусульманину, пытающегося понять и изучить религию Аллаха.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Поистине, мягкость, в чём бы она ни выражалась, украшает, а её отсутствие, в чём бы оно ни выражалось, поистине очерняет (порочит)" (Муслим).
Также некоторые братья по вере, буквально воспринимая тексты хадисов посланника Аллаха (мир ему и благословение), не изучая причин высказывания Пророком (мир ему и благословение) определённого хадиса, не выяснив существование другого хадиса, который бы отменял решение первого, или же несмотря на то, направлен ли данный хадис, высказанным Пророком (мир ему и благословение), конкретно в адрес определённого человека или связан ли он с определённым случаем или же решение этого хадиса касается всей уммы Пророка (мир ему и благословение) и т. д., начинают обвинять тех, кто не следует этому хадису или сунне Пророка (мир ему и благословение) в пренебрежении сунной, обзывая лицемерами или нечестивцами.
Возьмем, к примеру, хадис об укорочении брюк:
Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение) ткань была очень дорогой, её могли себе позволить только богатые и знатные. Тогда они из высокомерия, стараясь подчеркнуть статус и происхождение, специально носили длинные платья, которые волочились по земле. Тогда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), чтобы уничтожить гордыню, показуху и неравенство велел, чтобы верующие носили простые короткие штаны. Мы видим, что у этого хадиса есть определённая конкретная причина избавить мусульман от гордыни и установить равенство между мусульманами. В наше время мы знаем, что бриджи от Версаче или других знаменитых брендов стоят от 300 долларов и выше, а китайские штаны длиною до пят - всего 5 долларов. Таким образом, в наше время можно хвастаться шортами, в то время как длинные брюки, наоборот, могут стать причиной неловкости для их обладателя.
Несмотря на то, что это вызывает проблемы и в семье, и в обществе, укорачивание брюк стало распространённым явлением среди некоторой части религиозной молодёжи. Они утверждают, что носить брюки длиной ниже щиколоток запрещается, приводя достоверный хадис: "То, что ниже щиколоток - в огне" и другие хадисы, в которых говорится о жёстком предостережении для тех, кто носит брюки ниже щиколоток и удлиняет одежду. Однако эти хадисы ограничиваются другими хадисами, и это предостережение распространяется только на тех, кто делает это для моды и хвастовства. Ведь Аллах не любит кичливого гордеца. В хадисе ибн Умара (да будет доволен им Аллах) в достоверном сборнике сказано: "Кто удлинил одежду из кичливости, на того не посмотрит Аллах в день Стояния", и другой хадис также гласит: "Я слышал своими ушами, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил: "Тот, кто удлинил свои брюки из кичливости - Аллах не посмотрит на него в День Стояния" (оба хадиса приводятся у Муслима). Но су ществует и хадис, где Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), когда тот посетовал, что его брюки длинные и их надо укоротить: "Ты не из тех, кто делает это из кичливости". К этому склонялись имам Ан-Навави и другие, а нежелательность какого-либо действия отменяется по малейшей причине. Однажды Умар Ибн Хаттаб (да будет доволен им Аллах) увидел молодого человека, совершающего намаз в мечети и чрезмерно склонившего голову, и сказал ему: "Эй, не умерщвляй нашу религию, да погубит тебя Аллах, подними свою голову, поистине, место смиренности в сердце, а не в шее".
Постижение Корана и Сунны требует интеллекта, искренности, опыта, глубокого знания арабского языка и тонкого понимания цели исламского закона. Не обладая ни одним из этих качеств, а зачастую вообще не имея склонности к изучению Шариата, многие наши братья любят отстаивать суждения, вырванные из контекста, буквально понимая текст, и, как правило, абсолютно не замечая внутренний смысл и мотив.
Поразмыслив над хадисом, в котором Пророк (мир ему и благословение) запретил вывозить Коран в государства неверующих, мы видим, что целью этого запрета было недопущение надругательства над Книгой Аллаха (мир ему и благословение). Но сегодня, будучи уверенным в том, что этого не произойдёт, мусульманин может со спокойной совестью брать с собой Коран в неисламские страны.
Очень много примеров шариатских текстов, где заложенный мотив гораздо важнее читаемых букв и мне бы хотелось открыть глаза нашим братьям на некоторые примеры, когда внешне правильные и похвальные идеи, будучи искажёнными непониманием, не способны привести к желаемому результату.
Одним из таких примеров является то, что буквально понимаются и толкуются некоторые шариатские правила, сопровожденные ссылками на перевод Корана, который, как правило, не умеют даже читать в оригинале, используя их без соответствующих разъяснений и толкований согласно условиям, времени и месту ниспослания и т. д. Такое понимание вносит большую смуту в общество мусульман, что приводит к их разобщению в то время, когда Всевышний призывает нас объединиться. Аллах сказал (смысл): "Крепко держитесь все за вервь (религию) Аллаха и не разделяйтесь" (сура "Аль Имран", аят 103).
Пророк (мир ему и благословение) сказал: "Я предостерегаю вас от излишества в религии, поистине, те, кто были до вас, были уничтожены из-за своего излишества в религии" (Ан-Насаи, Ибн Маджа, имам Ахмад).
Мы знаем, что в последнее время появилась группа мусульман, читающая молитву на русском языке, но откуда они взяли это? Наверное, из хадиса Пророка (мир ему и благословение), где говорится, что человек от молитвы получит то, что он понимал из неё. Но ведь в этом хадисе имеется в виду, что совершающий намаз получит воздаяние согласно тому, насколько он был поглощён мыслями об Аллахе, когда совершал этот намаз, не отвлекался ли он на что-либо другое, кроме Аллаха.
Осмысление и понимание того, что читается или просится у Аллаха, действительно важно, но разве возможно прийти к этому, противореча самой религии? Ведь неправильное произнесение хотя бы одной буквы суры "аль-Фатиха" делает молитву недействительной, что же говорить о молитве, в которой она вовсе не прочитана?
На сегодняшний день те, кто поступают таким образом, являются заложниками невежества. Заложниками, которым нужно помочь. Невежество, с которым надо бороться. Да поможет нам Аллах!
В действительности упомянутая проблема мусульманского общества в том, что мы, будучи невеждами, претендуем на знание и понимание. Мы спешим отвечать на вопросы, на которые сподвижники не отвечали. Когда во времена Пророка (мир ему и благословение) человеку повелели совершить ритуальное купание, не учитывая того, что он был ранен (впоследствии это явилось причиной его смерти), Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: "Они погубили его! Почему они не спросили, если сами не знали! Поистине, лекарством от незнания является вопрос. Ведь ему достаточно было совершить таямум (очищение землёй или пылью)".
Ибн Сирин сказал: "Безграмотному человеку лучше умереть, чем сказать то, чего он не знает". Абдулла ибн Масуд сказал: "Тот, кто отвечает людям на все их вопросы - сумасшедший!" Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: "Пусть небо уменьшит меня и земля омрачит меня, если я скажу то, чего не знаю". Это говорили люди, на именах которых построено то знание, которым мы сегодня пользуемся. Люди, которые были лучшими из лучших.
Когда к имаму Малику - имаму Медины - прибыла делегация из дальних краёв для того, чтобы он разъяснил некоторые вопросы, на большинство он ответил: "Не знаю". Тогда они спросили его: "Что же нам передать нашим людям?" Имам ответил: "Передайте, что имам Малик сказал, что он не знает".
Мы же с лёгкостью переворачиваем вопросы вероубеждения, организации призыва и построения государства, ссылаясь на переводы Корана или сборники Сахиха аль-Бухари и сиры Пророка (мир ему и благословение).
Подобное действие является частью планов недоброжелателей уммы, направленных на то, чтобы вселить в души верующих сомнения в собственной религии, разжечь вражду между мусульманами, разъединить умму и посеять семена розни между молодёжью и обладателями знаний алимами, что и происходит в настоящее время.
Один из признаков отсутствия достаточно глубоких знаний и слабого понимания основ религии - желание добиться всего сразу, что не является атрибутом сунны. Сначала необходимо сделать переворот в умах людей, оторвать их от еще оставшейся идеологии коммунизма, прежде чем ожидать от них конкретных решений и действий во благо мусульманской общины и сохранения Ислама.
Пусть же обратят на этот призыв внимание те, кто только вступил на путь поисков знания, но уже пытается, не считаясь с решениями и высказываниями алимов, отдаляться от исламских законов (фикха) и пользоваться той истиной, которую лишь они считают истиной, ссылаясь на переводы востоковедов.
Мухаммад аль-Кахиби. газета "Ассалам"