Мы все прекрасно знаем, что чтение молитвы – самое лучшее из дел в этом мире. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, будучи на предсмертном одре произносил и наставлял окружение: «Молитва, молитва…», то есть: «О верующие! Подобающе относитесь к своим молитвам…». Но многие из нас, забывают о главных вещах в молитве, о которых мы хотим вам напомнить.
1. Подготовка к молитве Этот процесс немаловажен для чтения молитвы. Человек должен быть готов к тому, что сейчас у него начнется диалог со Всевышним Аллахом, своим Создателем. Этому сопутствует много из Сунны, которую мы с вами оставляем: повторение слов муаззина, совершение известного дуа после окончания азана, совершение любого дуа между азаном и каматом (икамой), совершение малого омовения (вуду или тахарата) должным образом и предварительным произнесением слов: «Бисмиллях». Это произнесением дуа после завершения малого омовения, чистка зубов мисваком, переодевание в самую чистую и красивую одежду, возвеличивание Всевышнего (произнесение такбира), направление в мечеть спокойным шагом, ожидание наступления молитвы, и, конечно же выравнивание рядов молящихся.
2. Неторопливость в молитве Порой, мы отвлекаемся на молитву от каких-либо важных дел. И эти дела нас не оставляют в покое даже в самой молитве. К сожалению, такое состояние навряд ли нас приблизит к Всевышнему Аллаху. Мы забываем, что молитва – должна быть молитвой, со всеми истекающими понятиями из этого слова. Наши мысли и тело должно быть обращено к Всевышнему. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, совершал молитву спокойно, не торопясь, так, что все его кости возвращались в изначальное положение. То есть Пророк не читал её быстро.
3. Смиренность в молитве Всевышний говорит: «Счастливы верующие, которые смиренны в своих молитвах» - сура «Верующие», аяты 1,2, а также: «Возьмите себе в помощь терпение и молитву, воистину, молитва - тяжкое бремя для всех, кроме смиренных» - сура «Аль-Бакара», аят 45. Смиренность – это важное составляющее в молитве, сосредоточенность. Необходимо достигать той смиренности, которая бы оторвала человека от этого мира, и он бы выглядел спокойным, погрузившись в молитву и гармонируя с ее великим духовным смыслом. Во время молитвы необходимо смотреть на место совершения саджда (земного поклона), поскольку, по словам Аиши, да будет доволен ею Аллах, посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, поступал именно так: во время совершения молитвы он склонял голову и опускал взор на то место, где впоследствии совершал земной поклон. Также пророк говорил: «Пусть никто из вас не поднимает свой взор в небо при совершении молитвы» - передано Муслимом.
4. Размышление над аятами и восхвалениями в молитве Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, во время молитвы размышлял над смыслом произносимых слов и восхвалений Аллаха, думал о бренности этого мира и вечности того. Размышление о том, какие аяты читает мусульманин, не может происходить без знания, о чем эти аяты говорят, и какой несут смысл. Только когда человек понимает то, что он произносит, понимает о том, какой смысл несет в себе аят, только тогда это возымеет должный результат на его внимание.
Всевышний Аллах сказал: «Когда им напоминают о знамениях их Господа, они не падают на них глухими и слепыми» - Сура «аль-Фуркан», 73 аят. В свою очередь, указанием на то, что мусульманин размышляет над аятами, является взаимодействие с аятами, например, если в аяте идет повеление восхвалить Аллаха – он восхваляет, если в аяте идет повеление прибегать к Аллаху – он прибегает и т.д. Одним из моментов взаимодействия с аятами является произнесение «Аминь» после того, как имам прочитает суру «аль-Фатиха» до конца. Аминь произносится негромко, шепотом. В произнесении «Аминь» после «аль-Фатихи» заложено очень большое благо для верующего. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда имам говорит «Аминь», то и вы говорите «Аминь», поистине, тот, у кого произнесение «Аминь» совпадет с произнесением «Аминь» ангелами, тому будут прощены прежние грехи» - приводится у аль-Бухари. Не стоит забывать и о Сунне в молитвах, произнося перед новой сурой Истиазу и «Бисмилляхир-Рахманир-Рахим». Произнесение формы Истиазы: «Аузу билляхи мина-ш-шайтани-р-раджим /Прибегаю к Аллаху от шайтана побиваемого (проклятого)/» является важным для мусульманина. Одно из вражеских проявлений шайтана (сатаны) – это его наущения молящемуся, чтобы лишить его смирения!
5. Восхвалять и поминать Всевышнего Аллаха после молитвы (делать зикр) Это тоже важный этап для человека. Ведь он только что совершил одно из лучших дел в этом мире – помолился Господу, поэтому самое время восхвалить Его и попросить у Него то, что хочешь – счастья, здоровья, успехов. После прочтения обязательной молитвы и сунны – дополнительной, необходимо сделать зикр, специально установленные поминания. Так как сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
Однажды к пророку, мир ему и благословение Всевышнего, пришли бедные из числа его сподвижников и сказали: «Богачи достигнут самого высокого положения и обретут вечное блаженство. Они молятся подобно нам и постятся подобно нам, но помимо этого у них есть преимущество обладания богатством, благодаря которому они совершают хадж и умру, принимают участие в борьбе на пути Аллаха и дают милостыню». Пророк сказал: «Так не указать ли вам на то, благодаря чему сможете вы догнать опередивших вас, и никто из тех, кто придёт после вас, не сможет догнать вас, и станете вы лучшими из тех, среди кого находитесь, если они не будут делать того же? Говорите по тридцать три раза после каждой молитвы “Преславен Аллах /Cубхана-Ллах/”, “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и “Аллах велик /Аллаху акбар/”». Также читается Аятель-Курси и ряд других зикров.
Интересно, что передают со слов Абдуллы Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах его отцом и им, что, когда при жизни пророка, мир ему и благословение Всевышнего, люди завершали обязательную молитву, они обычно громко поминали Аллаха. Ибн Аббас сказал: «И по словам этого поминания я узнавал о том, что молитва закончилась» - передано аль-Бухари.
Тимур Шарафиев