Бог регулятор и главный организатор поведения человека, его бытия и психической жизни. На каждом этапе своего становления религия выполняла важную психологическую миссию. Воздействуя с помощью ритуалов на психику человека, она способствовала развитию соответствующих функций нервной системы.
Представление о Боге, в каком бы обличии он не мыслился, сочеталось крепкими и прочными эмоциями. Глубинный страх, экстатическое преклонение, распахнутая готовность послушания этому высшему существу, определяющему своё существование – вот что такое Бог для человека.
Показательно, что в настоящее время стало необычайно популярным среди населения многих стран использовать в целях саморегуляции своей психической жизни различные элементы восточных религий: медитаций, аутогенных тренировок, самогипноза и тому подобное.
Следует представить некоторые психологически благоприятные стороны Ислама. Здесь, чтобы не затягивать выступление мы отметим некоторые из столпов ислама, которые в совокупности составляют фундамент восприятия верующего человека.
Молитва – второй столп ислама
«Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного» - Сура «Паук», 45
Молитва, совершаемая пять раз в день и состоящая из комплекса разнообразных телодвижений: поясных наклонов, коленопреклонений, простираний ниц, улучшает физическое состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем, препятствуя возникновению состоянию тревоги, депрессии и других расстройств эмоционального плана.
Искренне молящийся человек часто достигает удивительного психофизиологического состояния, которое в медицине называется по разному: медитация, Великое нечто, состояние цзен, мистическое состояние, самогипноз, аутогенное погружение, состояние саморегуляции.
Особенно благотворное влияние на психику человека оказывает коллективная молитва, которая в Исламе считается в 27 раз благотворнее, чем молитва в одиночку. Во время коллективной молитвы все прихожане по строгому ритуалу, одновременно с имамом совершают пятничный, к примеру, намаз. Это вовлечённость, личное обращение к Аллаху каждый раз будоражит чувство верующего, удовлетворяя его эмоциональные потребности. В мечетях происходит общение между членами религиозной общины, регулируется межличностные отношения. Как известно, общение успокаивает человека, способствует улучшению его самочувствия. Сама атмосфера всеобщего внимания и доброжелательности снимает психологические перегрузки. Человек, посещающий мечеть и участвующий в коллективных молитвах, общаясь с единоверцами, в определённой мере освобождается от гнетущей психологической напряжённости, стресса. Таким образом, мечеть служит и своеобразным клубом общения. Обязательная для каждого мусульманина молитва джумга – полуденная молитва в пятницу, совершаемая только коллективно в соборной мечети, имеет ещё одно психологическое и психотерапевтическое значение. Чтение проповеди, в которой трактуются не только религиозные или нравственные вопросы, но освещаются с позиции мусульманского духовенства и актуальные политические проблемы, по своему воздействию на слушателей- прихожан аналогично психотерапевтическим сеансам. В спокойном и отключенном от жизненных забот состояние прихожане внимательно слушают проповедь имама. Пятничные наставления обычно всегда затрагивают тонкие эмоциональные струны души человека, укрепляют в нём веру в добро и справедливость, вселяя надежду на лучшее будущее. Поэтому, безусловно, пятничную молитву мы можем считать своеобразным психотерапевтическим мероприятием, имеющее большое значение для охраны здоровья населения. Особенно это важно и актуально в наше время, когда человек, деятельность связана с обслуживанием сложных технических средств и систем, испытывает дефицит общения, страдает от одиночества и легко подвержен стрессам.
Хадж - пятый столп Ислама
«Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом!» - сура «Корова», аят 197.
Надо заметить тот факт, что человек, оправляющийся на хадж, возвращаясь от туда становиться «другим человеком». А почему это происходит? Во время хаджа на человека влияет окружение, природа, общество. И поэтому человек чувствует душевный подъём. Человек, отправляющийся на хадж, настраивается психологически, он чувствует душевный подъем, связанный с творческим отношением ко всему новому и не привычному. Выработав в себе психологический настрой, человек общаясь со своими соплеменниками и видя, что их много и каждый из них выполняет этот столп, тем самым его душа находит покой и исчезает чувство одиночества. Он видит, что он не один поклоняется Творцу и видит, как велико количество верующих людей. Побывав в непривычном обществе и пообщавшись с ними, он возвращается совершенно другим человеком. Приобретая веру, надежду и любовь, а мы знаем, как эти факторы благоприятны для психической сущности человека. Мало того психически подавленный человек побывав на хадже полностью восстанавливает свою психику и это доказано тысячью примерами.
Дога и её значение
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, быть может, они последуют верным путем» - сура «Корова, аят 187.
Обращаясь к Аллаху, во время чтения дога, верующие просят у него помощи и надеются на удовлетворение своих желаний. В это время происходит как бы снятие отрицательных переживаний, накопившихся у людей. С психологической точки зрения, это явление объясняется очень просто. Известно, что отрицательные эмоции бывают наиболее тягостными и мучительными, если они скрываются, переживаются «внутри себя», так как в этом случае не происходит снятия нервного напряжения. Когда же человек рассказывает кому-нибудь о своих переживаниях, происходит разрядка, и он чувствует облегчение. Аналогичные перемены происходят и с верующим, обращающимся к Аллаху со своими чувства и переживаниями.
Тимур Шарафиев