Ихлас – искренность. Именно так звучит она на арабском и именно благодаря искренности и искренним намерениям принимаются дела мусульманина. Поэтому стоит обратить внимание на то, искренне ли мы с вами поступаем в том или ином случае. И искренне ли мы с вами относимся к тому или иному человеку. Ведь награда за искренность – велика!
Многие мусульманские учёные называли искренность полным освобождением своего сердца для Аллаха. Другие говорят, что искренность – это достижение того, чтобы любое дело человека было только ради Всевышнего Аллаха. Искренность – это также не желание добиться похвалы от людей или их уважения, не желание получить какую-либо мирскую пользу или избежать мирского вреда.
Что говорили великие учёные об искренности. Предлагаем вам 10 наставлений о самом важном элементе поклонения – искренности! Учимся у них искренности и правильным намерениям!
1. Хасан аль-Басри говорил: «Были люди из табиинов (последователей сподвижников пророка, мир ему и благословение Всевышнего), к которым приходили гости, и когда наступала ночь, они вставали на молитву так, что гости не знали об этом. Эти люди усердно обращались к Аллаху с мольбами (дуа), но никто даже не слышал их голоса».
2. Фудейль ибн Ийяд сказал: «Оставление праведных дел ради людей – это показуха (рия), а совершение праведных дел ради людей – это многобожие (ширк), а искренность (Ихлас) – это когда Аллах уберегает тебя и от того, и от другого».
3. Суфьян ас-Саури сказал: «Я никогда не решал никакой проблемы, которая была бы тяжелее для меня, чем намерение, соблюдение их в чистоте, оно постоянно восставало против меня».
4. Имам Аш-Шафии, говоря о написанных им книгах, сказал: «Я бы хотел, чтобы люди изучали это знание, но так, чтобы ничего из этого не приписывали мне».
5. Яхья ибн Абу Кясир сказал: «Учитесь правильным намерениям, потому что намерение важнее, чем само дело».
6. Аз-Захаби сказал: «Учёный должен говорить, имея правильное намерение и преследуя благие цели. Если он начнёт восхищаться своими словами, то пусть замолчит, а если начнёт восхищаться своим молчанием, то пусть начинает говорить. И пусть он никогда не устаёт отчитывать свою душу, потому что она любит известность и похвалу».
7. Ар-Раби ибн Хайсам говорил: «Всё, что делается не ради Лика Аллаха, будет разрушено».
8.Джубайр ибн Нуфайр сказал: «Я слышал, как сподвижник Абу-Дарда (да будет доволен им Аллах) в конце каждого намаза, после произнесения слов ташаххуда, просил у Аллаха защиты от лицемерия (нифака) и повторял эту просьбу по несколько раз. Я сказал ему: «О Абу Дарда, какая может быть связь между тобой и лицемерием (нифаком)?» Абу Дарда сказал: «Оставь меня, оставь меня. Клянусь Аллахом, воистину, человек может отступиться от религии в течении одного часа и выйти из неё».
9. Ибн аль-Кайим, говоря о необходимости проявления терпения при совершении праведных дел, разделил терпение на три этапа: терпение до совершения праведного дела; терпение во время совершения праведного дела; терпение после совершения праведного дела. Последнее заключается в том, чтобы избегать стремления к славе, похвале и самолюбованию.
10. Когда умер Али ибн аль-Хасан – сын Али ибн Абу Талиба, стали приходить люди, которым он помогал при жизни, и оказалось, что он заботился о сотне бедных домов в Медине, и никто об этом не знал.
Переведено специально для «Инфо-Ислам», Тимур Шарафиев