Мусульманам хорошо известно, что в ночь с 26 на 27 месяца ражаб, пророк Мухаммад по Милости Аллаха совершил телесный перенос из Мекки в Иерусалим и вознесся на седьмое небо. Во время этого путешествия произошли события, которые сыграли ключевую роль в Пророческой миссии Мухаммада, одним из которых было предписание к выполнению мусульманам пятикратной молитвы.
История вменения в обязанность молитвы
Молитва является неотъемлемой частью любой божественной ортодоксальной религии, дошедшей до наших дней, будь то иудаизм или христианство.
По причине единой божественной сути ислама, христианства, иудаизма молитва занимает в них ключевую роль, имея в обрядовой части значительные сходства и незначительные отличия. Так во всех религиях, включая христианство до 8 века, все религии имели в молитве поясной и земной поклоны, необходимость ритуального очищения, недозволенность совершения молитв для женщин в период ритуального осквернения.
В источниках Ислама детально прописывается то, каким образом молитва была вменена в обязанность мусульманам. В хадисе, который приведен в сборнике аль-Бухари сообщается: «Затем он поднялся со мной до уровня, где был слышен скрип перьев, и Аллах вменил в обязанность моим последователям пятидесятикратную молитву. Когда я возвращался с этим указанием Аллаха, я проходил мимо Мусы, и он спросил меня: «Что вменил Аллах в обязанность твоей общине?» Я ответил: «Он вменил в обязанность пятидесятикратную молитву». Муса сказал: «Вернись к своему Господу (и попроси снизить), ибо твоя община не справится с этим». (Так я вернулся к Аллаху и попросил снизить), и Он снизил это количество наполовину. Когда я снова проходил мимо Мусы и сообщил ему об этом, он сказал: «Вернись к своему Господу, ибо твоя община не справится с этим». Так что я вернулся к Аллаху и попросил еще снизить, и Он снизил это количество наполовину. Я снова проходил мимо Мусы, и он сказал мне: «Вернись к своему Господу, ибо твоя община не справится с этим». Так что я вернулся к Аллаху, и Он сказал мне: «Пять молитв, которые равны пятидесяти (в награду), ибо слово Мое неизменно…» (Бухари)
Источник фотографии:nastol.com.ua
В том, что Пророку была вменена в обязанность молитва в высочайших небесах, заключается доказательство превосходства его пророческой миссии перед Аллахом, так как эта молитва была предписана в таком месте, которого никто на свете до него не достигал.
Мудрый смысл предписания молитвы именно в ночь вознесения в небеса заключается в том, что, когда молитва Пророка осветилась в явном и скрытом видах, когда он совершил омовение водой из источника Зам-зам и когда был наполнен верой и мудростью, это означало, что молитву следует совершать именно в таком состоянии.
Истинное благо молитвы раскрылось Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в высших сферах, когда он совершил ее вместе с присутствующими там пророками и ангелами, и когда мог вести таинственный разговор со своим Господом и задавать Ему вопросы, который остались тайной.
Кроме того, вменение в обязанность молитвы от Аллаха человечеству в высших сферах указывает на первостепенную ее важность в Исламе по сравнению с другими обязанностями, и поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, неустанно призывал к ней, утверждая, что именно молитва разделяет веру от неверия. Значение молитвы в вере можно сравнить со значением головы для тела, и поэтому он говорил: «Взор моих глаз устремлен на молитву»
Вменение в обязанность молитвы в высших сферах указывает также на то, что оно происходило как доверительная беседа с Всевышним Аллахом и сама молитва со стороны молящегося происходит как доверительная беседа с Господом миров. Таким образом, на седьмом небе Посланник Аллаха был удостоен такой высочайшей доверительной беседы, поэтому он вознесся в небеса только после того как, еще находясь на Земле, внутренне и внешне был полностью очищен водой из источника Зам-зам. Так же молящийся теперь перед молитвой совершает очищение ума и тела, настроив из только для доверительного общения с Всевышним Аллахом.
Во вменении в обязанность молитвы в высших сферах также заключается мудрость того, что Аллах будто говорит Своим уверовавшим рабам: Если телесное и духовное вознесение в небеса вашего Посланника было чудом, да будет для вас каждый день пятикратное вознесение в небеса, во время которого ваши души и ваши сердца будут возноситься ко Мне, да будет у вас духовное вознесение, во время которого ваши души будут очищаться от страстей, отвлекающих вас от прямого пути, и во время которого вы увидите Мое величие, Мое могущество, и убедитесь, что Моя единственность защищает вас от земных невзгод не путем порабощения, принуждения и подчинения, а путем добра и величия, путем очищения и возвышения – путем молитвы
Мудрость вменения в обязанность молитвы во время ночного путешествия также заключается в том, что Пророк, вознесшись на небеса, видел в ту ночь, как молятся ангелы: они стояли, сидели, сгибались в поклоне и падали ниц. Всевышний Аллах собрал для него и для его общины все эти движение воедино и указал, как именно нужно молиться с соблюдением всех условий, с успокоенностью души и с искренностью.
Мудрость вменения в обязанность молитвы во время ночного путешествия также заключается в указании на величие этого события, так как молитва была вменена в обязанность не через каких-либо посредников, а непосредственно Пророку в его доверительной беседе со Всевышним.
Что же касается вменения в обязанность молитвы там. Следует обратить внимание на то, что она была вменена при чистейшем священном присутствии, поэтому очищение является непременным условием совершения молитвы. Здесь же указание на то, что молитва является доверительной беседой с Аллахом. Аллах обращает Свой лик в сторону молящегося, который обращается к Нему с подобной доверительностью, восхваляя Его. Молитва была вменена в обязанность на седьмом небе, где Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был удостоен услышать речь Аллаха и доверительной беседы с Ним. Он был вознесен в небеса только после того, как внутренне и внешне очистился водой из источника Зам-зам. Точно так же молящийся перед молитвой очищается и на время молитвы покидает этот мир, когда все остальное, кроме доверительной беседы с Аллахом, ему уже не позволяется. В этот момент он обращается лицом в сторону Каабы и поднимает вверх руки в сторону высшей Киблы, то есть в сторону Бейт аль-Магмура и в сторону Священного Трона и читает молитву Аллаху
Молитва – опора веры
Источник фотографии: vk.com
Молитва является одним из столпов (рукн) Ислама, на что указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Ислам основывается на пяти столпах: признание, что нет Бога кроме Аллаха, совершение молитвы, выплате закята, соблюдении поста в месяц Рамадан и совершении хаджжа».
Аллах Всевышний говорит в Своей Книге:
«Благословен (славен и преблаг) Тот, в руках Которого власть (над всем) и Который над всякой вещью мощен (всемогущ), Который создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас (о, люди), кто из вас лучше по деяниям (кто более предан и покорен Аллаху). И Он – Величественный, Прощающий!» (Власть 1-2 аяты)
«Воистину, молитва является предписанным по времени обрядом для мусульман» (Ниса 103)
Пятикратная молитва – это главный практический столп Ислама. Только намаз нельзя оставить в зависимости от причин. Из-за болезни человек может оставить уразу, пожилой больной человек может не поститься, но он кормит по одному бедняку за каждый пропущенный день (если есть такая возможность). Закят обязателен для тех, у кого имущество дошло до определенного уровня. Хадж тоже становится обязательным при наличии определенных условий.
Но пятикратную молитву нужно совершать постоянно. Если не можешь совершить омовение водой перед молитвой, то бери таямум, не можешь брать таямум читай без него и без вуду. Но молитву совершить человек обязан. Если, например, человек не может молиться стоя, то он молится сидя, если не может сидя, то читает лежа, а если и лежа не может, то пусть читает глазами или сердцем. Но нет причины, из-за которой можно было бы оставить совершение намаза.
Намаз – беседа с Аллахом и источник чистоты отношений с Ним. В ней расширяются просторы тайны и сияют восходы света. Господь Аллах, зная о нашей слабости, уменьшил количество молитв и, зная о нашей нужде в Его милости, увеличил их блага для нас.
Всевышний сказал:
«…Щедрость – во власти Его, и дарует Он, кому пожелает, ведь обладает Он щедростью величайшей». (Коран 57:29)
Всевышний Аллах в Священном хадисе сказал:
«Я поделил молитву между Собой и Своим рабом, и он получит то, что попросит. Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», - Всевышний Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», - Всевышний Аллах говорит: «Мой раб поблагодарил меня». Когда он говорит: «Хозяину Судного Дня», - Он говорит: «Мой раб восславил Меня». Когда он говорит: «Тебе Одному мы поклоняемся и у Тебя Одного просим помощи», - Он говорит: «Это – между Мной и Моим рабом, и Мой раб получит то, что просит». Когда он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, кто под гневом и, кто в заблуждении», - Он говорит: «Мой раб получит это – Мой раб получит то, что попросил»
Молитва — очищение души
Источник фотографии: vk.com
Намаз смывает грехи и стирает плохие деяния. Аллах Всевышний сказал:
«Воистину, намаз отстраняет от мерзости и явного греха» (Коран 29:45).
«Совершай молитву в начале и конце дня, и с приближением ночи. Поистине, добрые дела устраняют дела дурные» (Коран 11:114)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы перед дверью одного из вас текла река, и он купался бы в ней пять раз в день, осталась бы на нем грязь (нечистота)». Ему ответили: «На нем не осталось бы грязи». Он сказал: «Также и пять молитв – Аллах стирает ими грехи». (Бухари)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пять молитв и джума искупают то, что совершается между ними, если это не было великим грехом» (Муслим)
Абу Зарр рассказывает, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел из своего дома. Была осень, и листья падали с деревьев. Он схватил ветку дерева, от чего ее листья посыпались. На это он заметил: «О, Абу Зарр, когда мусульманин читает свой намаз ради Аллаха, его грехи спадают с него, как падают листья с этого дерева».
Намаз оказывает молящемуся огромную духовную помощь, укрепляет его и способствует перенесению жизненных трудностей. Аллах Всевышний сказал:
«Обращайтесь за помощью к терпению и намазу. Поистине, он тяжел (для всех), кроме смиренных…» (Коран 2:45)
Намаз – свет в сердцах верующих, их свет на месте сбора в День воскресения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молитва – свет, кто будет соблюдать намаз, тот получит свет, доказательство и спасение в День воскресения».
Намаз удаляет заботы и печали души и сердца, о чем в Коране сказано так:
«Нам ведомо, что твоё сердце сжимается от того, что они говорят, так прославляй же Господа твоего, воздавая Ему хвалу, и будь из числа тех, кто падает ниц» (Коран 15:97)
Намаз, особенно в наше время, когда людей занимают в основном материальные проблемы, является лучшим средством избавления от страха, беспокойства и тревоги, ведь в Коране сказано:
«Поистине, человек был создан нетерпеливым – он беспокоится, когда его качается зло, и скупится, когда к нему приходит благо, кроме совершающих намаз, которые молятся постоянно…» (Коран 70:19-23)
Намаз – радость для верующих и их зеница ока. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Намаз сделан моей зеницей ока»
Сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил Билялу: «Объяви о начале намаза и обрадуй нас им» (Абу дауд)
Намаз будет другом мусульманину и в могиле. Согласно некоторым хадисам, намаз будет особенно полезным для нас в потусторонней жизни, ахират. К концу своей жизни наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сильно заболел. Он окончательно слег и ему трудно было лаже говорить. Однако, время от времени он восклицал: «Намаз, намаз!» и беспокоился о том, чтобы не пропустить молитву.
В первую ночь пребывания в могиле прорежется через темноту свет. На вопрос о том, что это, последует ответ: «Я – твой намаз», и, вплоть до самого Судного дня, он будет рядом с умершими. Не оставит намаз человека и во время воскрешения, и во время ответа за земную жизнь.
В хадисах говорится, что во время воскрешения все будут в страшной панике. Тогда появится Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и заберет с собой всех тех, кто брал тахарат и совершал намаз.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В Судный День с раба Божьего потребуют, прежде всего, отчета о том, всегда ли он соблюдал молитву».
Молитва была дарована пророку Мухаммаду и его общине как спасение от адского пламени. Всем мусульманам без исключения, не ссылаясь на лень и возраст, нужно постараться ухватиться за намаз, как за спасительный круг, который выведет нашу общину к Милости Аллаха в этом мире и подарит свое Милосердие верующим в раю.
Рафис Сайфуллин