О том как и зачем производится судебная экспертиза при ДТП, что она дает и что нужно о ней знать, а также о некоторых уловках страховщиков по полисам ОСАГО
Судебная экспертиза при дорожно-транспортном происшествии
В том случае, если с вами случилось ДТП, требуется обязательное проведение специальной экспертизы. Во время этого процесса будут выявлены все действительные и существенные данные об обстоятельствах случившегося ДТП. Как правило, проведение экспертизы происходит после того, как будет получено поручение, вынесенное следователем или судом. Процедуру осуществляют эксперты, специализирующиеся на таком типе работ.
Все ДТП имеют свою классификацию:
- Крупные аварии – если в результате происшествия зафиксирован летальный исход;
- Средние ДТП – аварии, в результате которых участниками были получены тяжкое телесные повреждения или повреждения средней тяжести, а также в случае причинения существенного материального ущерба;
- Если в результате ДТП участники не получили серьезных травм, не были констатированы факты смерти, а ущерб не превысил установленную сумму, то будет проведено только служебное расследование. А сумма материально ущерба будет возмещена виновным в порядке административного производства.
Объекты, анализируемые в ходе судебной экспертизы после ДТП:
- автомобили и другие транспортные средства, их части и детали по отдельности, отделившиеся в результате происшествия,
- само место аварии, а также все без исключения материалы дела, собранные во время проведения расследования.
Таким образом, выводы судебной экспертизы напрямую зависят от количественной и качественной составляющих материалов, предоставляемых экспертам во время расследования.
Вся информация, которая выясняется во время проведения судебной экспертизы, будет передана в органы следствия и дознания. Это связано с тем, что все происшествия на дорогах связаны с уголовной ответственностью.
В непосредственную сферу деятельности судебно-медицинского эксперта относится выявление причин, повлекших за собой летальный исход одного или нескольких участников происшествия, описание характера телесных повреждений и т.д. Кроме того, эксперт обязан установить наличие или отсутствие алкогольного опьянения у участников ДТП, а также его степень в случае наличия; определить причины возникновения телесных повреждений и их взаимосвязь с происшествием; выяснить подробности состояния здоровья участников аварии.
Эксперт-криминалист занимается исследованием различных следов движения объектов (следы торможения, повреждения на столбах, зданиях, а также других транспортных средствах). На основе полученной информации экспертом может быть определена модель и марка интересующего средства передвижения, вектор движения, а также его положение в различных временных отрезках.
Судебная автотехническая экспертиза преследует цели по выявлению наиболее точного описания характеристик аварии во время протекания по всем ее фазам, нахождению причин, повлекших наступление дорожного происшествия, а также изучению поведенческого фактора всех участников ДТП.
Таким образом, экспертом-автотехником изучается только техническая сторона произошедшей аварии. Характеристика обстоятельств происшествия производится только на основании законов физики. Основные задачи эксперта – установить ответы на следующие вопросы:
- Существовала ли вероятность предотвращения аварии;
- Был ли использован этот шанс;
- В каком состоянии находились средства передвижения и т.д.
На месте, где произошла аварийная ситуация, эксперт проводит анализ обстановки. С его помощью могут быть установлены все параметры, описывающие движение каждого объекта в зоне ДТП (ширина дороги, ее уклон и другие).
Также во время проведения этого исследования выясняется направление движения всех участников происшествия, условия видимости, предшествующие аварии, а также другие нюансы, которые могли спровоцировать наступление транспортного происшествия. По результатам экспертизы специалист выносит заключение, основанное на всех выявленных деталях. В процессе вынесения обвинительного или оправдательного приговора суд принимает во внимание все доводы, изложенные в таком заключении.
На основании всех видов анализа будет установлена вероятность несчастного случая, или же кто-то из участников сознательно нарушал правила дорожного движения. С уверенностью можно сказать, что беспристрастнее судебной экспертизы места ДТП проверки не существует. И поэтому она играет очень важную роль. А вынесенное в суде решение обретает справедливый характер.
Возможен ли компромисс по ОСАГО?
Прошло уже более 10 лет с тех пор как страхование автогражданской ответственности стало обязательным. Законопослушные автовладельцы приветствовали это нововведение, которое гарантирует пострадавшей стороне пусть даже частичное возмещение причинённого ущерба. Однако со временем стало очевидно, что партнёрство между водителями и страховыми компаниями омрачается наличием серьёзных противоречий, связанных с извечной проблемой: одни хотят получить как можно больше, а другие - отдать как можно меньше. Страховщиков можно понять: в данном виде страхования они ограничены рамками государственного регулирования в лице ЦБ РФ и не вправе устанавливать тарифы по своему усмотрению. Поэтому стоимость полиса, а значит и прибыль, имеет максимальный предел. Правда, существует и предел ответственности, но соотношение этих величин никогда не устраивало ни страхователей, ни страховщиков.
Страховое лобби давно мечтает о предоставлении ему полномочий самостоятельно устанавливать стоимость полиса ОСАГО. Его усилия увенчались определённым успехом: есть основания полагать, что уже в текущем году будет рассматриваться вопрос о существенном расширении тарифного коридора (сейчас он ограничен 20%). Пока же противостояние страховых компаний и автовладельцев продолжается в существующем правовом поле.
Будем честными: есть автовладельцы, которые не прочь «нагреть» страховую компанию. Они идут даже на то, что имитируют угон автомобиля. Но в подавляющем большинстве случаев ситуация складывается как раз наоборот, и отстаивать свои права приходится собственникам транспортных средств, поскольку страховщики под разными предлогами стараются занизить стоимость фактического ущерба. Введение в декабре 2014 г. единой методики оценки стоимости ремонта и запчастей не облегчило положение водителей - установленные там расценки оказались ниже рыночных. Это и неудивительно: методика-то разработана РСА! К тому же в распоряжении страховых компаний осталось немало уловок, чтобы минимизировать свои расходы. Среди них:
- Отказ в выплате страховки в связи с тем, что виновник аварии не был вписан в страховой полис либо находился в состоянии алкогольного опьянения.
- Попытка произвести вычет «годных остатков», что допустимо только при добровольном страховании, но не по ОСАГО.
- Отказ компенсировать утерю товарной стоимости (УТС).
- Отказ оплатить скрытые повреждения, которые вскрываются, как правило, в процессе ремонта.
- Ссылка на износ. Мотивировка страховщиков известна: страхователь получает новую деталь вместо уже бывшей в эксплуатации, поэтому разницу в цене должен оплачивать сам. При этом замалчивается о существовании утверждённого Минтрансом перечня, содержащего более чем 100 агрегатов и запчастей, износ которых не должен учитываться в расчётах, так как эти агрегаты и запчасти влияют на безопасность движения.
Вооружившись знаниями, можно начинать борьбу за свои права. Вначале лучше попытаться найти компромисс со страховой компанией. Например, вместо денежной компенсации потребовать направления в автосервис – правила ОСАГО это позволяют. Ну а если все попытки договориться по-хорошему оказались тщетными – дорога в суд за получением реального возмещения всегда открыта. Только она наверняка будет тернистой.