Похоже, что глобальный геополитический вектор медленно, но уверено смещается на Восток, а Запад теряет свои позиции мирового гегемона в международных делах.
С одной стороны, вызванный финансово-экономическим кризисом крах панъевропейской интеграции поставил под большой знак вопроса будущее самого Европейского Союза (по крайней мере, в нынешних его границах). С другой - перспектива стать членом европейского «клуба избранных» уже не столь привлекательна. По крайней мере, альтруистический туман, навеянный европоцентристским забвением, постепенно развевается, и перед возрождающимися державами открывается реальный мир.
Одной из главных новостей в этой связи стало заявление премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в телевизионном интервью о том, что его страна обратится к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с просьбой о вступлении в эту организацию.
Напомню, что ШОС был создан в 2001 году. В состав организации вошли Россия, центральноазиатские республики (за исключением Туркменистана) и Китай. Наблюдателями в ШОС являются Афганистан, Индия, Иран, Монголия и Пакистан. Что касается Турции, то эта страна в 2012 году стала партнером ШОС, и похоже, что на этом не намерена останавливаться. Как цитирует слова премьер-министра Турции французское издание La Tribune: «Настало время повернуться спиной к Европейскому союзу. Если просьба Турции будет принята, то мы скажем ЕС «до свидания».
Анкара свыше 50 лет стремилась стать часть Евросоюза (ранее ЕЭС). Однако сегодня ситуация меняется кардинальным образом, что в значительной степени вызвано экономическими предпосылками. Согласно данным Всемирного банка, экономика Турции сейчас переживает этап бурного роста: в период с 2009 по 2011 год в экономике страны произошел резкий скачок от 614,6 миллиардов долларов до 775 миллиардов.
Если же говорить о том месте, которое страна занимает в мировой инфраструктуре, то можно вспомнить, что за пять лет с 2006 по 2011 год пассажирооборот международного аэропорта имени Ататюрка в Стамбуле вырос более чем вдвое. Только за прошлый год число пассажиров, чей маршрут включает в себя посадку в Стамбуле, увеличилось на 20%, сделав аэропорт имени Ататюрка шестым по загруженности в Европе.
В свете этого смещения национальных интересов Турции на Восток вступление ее в ШОС выглядит логичным и обоснованным. И не смотря на то, что ШОС является достаточно молодой организацией, которой предстоит выработать подходы к реализации развернутого сотрудничества ее членов, перспективы полноценного выхода на евразийский рынок на льготных условиях становятся следующим шагом к расширению региональной мощи этой державы и реализации ее «стратегической глубины».
Блог Абдул-Вахеда Ниязова: abdul-vakhed.livejournal.com