Каждая мусульманка, скорее всего, сталкивалась с одной распространенной проблемой – скудным ассортиментом мусульманских товаров в России, отсутствием конкуренции на рынке женской мусульманской одежды и практически идентичным товаром. Где купить одежду мусульманке, живущей в русской глубинке? Как развивать успешный бизнес, несмотря на кризис, и соблюдая каноны ислама? Об этом и многом другом в интервью нашему изданию рассказал основатель и гендиректор крупнейшего мусульманского интернет-магазина России и Казахстана Maidenly Рустам Кашапов.
— Ваш проект уже можно назвать успешным. Думаю, многим интересен опыт уже состоявшегося бизнесмена. Расскажите, как вы задумали открытие интернет-магазина, как начинали?
— Изначально я был далек от рынка мусульманской одежды, я занимался запчастями для дорожно-строительной техники. То есть был свой бизнес.
Толчком к тому, что мы стали заниматься одеждой, послужила простая бытовая ситуация. Как-то мы с женой — она соблюдающая мусульманка — поехали искать для нее одежду. Насколько помню, ей нужна была юбка. Мы искали везде — побывали в ТЦ «Пять звезд» (ныне «Восточный»), объехали все светские магазины в «Меге», но ничего не нашли. Мы поняли, что есть проблема — трудно найти хорошую, качественную одежду для мусульманок, особенно в светских магазинах, и на это уходит много времени. Тогда возникла идея помогать сестрам в подборе одежды по шариату и экономить при этом их время.
Начинали мы с обычных светских магазинов Zara, Mango и т. д. Римма, моя жена, создала свой сайт-блог, где она составляла комплекты из одежды разных брендов, информируя мусульманок, что, например, красивую длинную юбку можно купить там-то, непрозрачную кофту — там-то. Также она выкладывала разную информацию о новинках в сфере производства одежды для мусульманок, свои статьи. Это был некоммерческий проект, мы просто делали ссылки в блоге на какой-либо бренд, где можно приобрести соответствующую одежду.
Через какое-то время мы поняли, насколько эта тема актуальна. Видя ее успехи, я предложил жене: «А давай сами продавать!».
— Как давно это было?
— Это был 2013 год. Римма начала сама разрабатывать модели одежды. Мы начали с малого. Когда наша квартира стала напоминать склад, мы поняли, что надо расширяться. Тогда мы прошли отбор со своим проектом в бизнес-инкубатор ИТ-парка в Казани. Нас отобрали из 50 проектов, которые были представлены. Так и начался наш путь.
В это же время я продал часть бизнеса, и у меня появились деньги. Так мы вложились в проект Maidenly, начали продвигать свой бренд и покупать продукцию других производителей.
— Получается, изначально вы позиционировались как мультибрендовый магазин.
— Да, причем мы работали не только с мусульманскими брендами, но и со светскими. К примеру, в светских магазинах закупали водолазки, кардиганы и пр.
Сейчас мы занимаемся только онлайн-продажами. Раньше у нас был магазин в Казани, теперь мы ориентируемся только на работу в интернете. На месте магазина сейчас одновременно склад и пункт приема/отправки заказов.
— Большая ли конкуренция на данный момент? Приходится как-то бороться за клиентов?
— Основные конкуренты — это монобрендовые мусульманские магазины. У них также есть интернет-площадки, поэтому они занимают определенную нишу на рынке онлайн-продаж. Также нашими косвенными конкурентами являются обычные светские магазины. Однако у нас есть преимущество: как я уже говорил, мы позиционируемся как мультибрендовый онлайн-супермаркет, где можно купить все для мусульманки от иголочек до спортивной одежды. Кроме того, мы работаем оперативнее, так как заточены именно под интернет-продажи, соответственно, и доставка быстрее. Удобное оформление заказа, оплата при получении, большой выбор – все это дает сделать заказ, не выходя из дома, и не затрачивать много времени на поиск одежды.
Мусульманкам, живущим в деревнях или же русских городах, далеких от мусульманских регионов, проще заказывать в интернете, где мы как раз и приходим на выручку.
— Если обратиться к цифрам, сколько заказов вы выполняете в день? Каков средний чек в магазине?
— Примерно несколько десятков заказов. Что касается цен, то средний чек – примерно 4000 рублей. Идеал, конечно, любой чек, главное, чтобы покупатель остался доволен своей покупкой, не был обижен.
— Какие товары наиболее востребованы? Следите ли вы за мировой практикой и мировыми трендами? К примеру, недавно европейские дизайнеры начали выпускать коллекции мусульманской одежды.
— Более половины ассортимента — это платья. В продажах они также занимают основную долю реализуемых товаров.
По части мировой моды — этим всем занимается моя жена. Она следит за новинками, и, исходя из новых тенденций, мы выставляем товары на сайт. Мусульманская одежда действительно становится востребованной, в масс-маркет это заходит. Те же H&M начали выпускать свои коллекции. Что касается таких брендов, как Dolce&Gabana, то это уже высокая мода — она доступна немногим. Но тенденция, конечно, радует.
— Этот год выдался непростым для многих бизнесменов, да и для страны в целом. Сказался ли кризис на вашей работе?
— Я бы не сказал, что есть какое-то влияние кризиса. Наверное, это во многом благодаря нашему новому формату. Мы обновили сайт в этом году. Теперь мы продаем не только мусульманскую женскую одежду, на сайте можно встретить и мужскую, и детскую одежду. Также мы добавили новые категории: красота и здоровье, книги, сейчас планируем заниматься travel-тематикой, путешествиями.
— Что из себя будет представлять эта новинка на практике?
— Наша миссия будет заключаться в том, чтобы объяснить мусульманам: путешествовать — это не так дорого. Это не работа туроператоров. Мы лишь будем предоставлять информацию о дешевых направлениях, на чем можно сэкономить во время путешествий, при необходимости подбирать и бронировать отели, недорогие авиабилеты. В любом случае, можно хорошо и бюджетно отдохнуть, а мы в этом будем помогать.
— Опишите вкратце, как проходит процесс работы Центра?
— У нас работает очень хороший коллектив. Человек узнает о нас, приходит к нам или же связывается с нами в интернете, оформляет заказ. Контакт-менеджер звонит покупателю и подтверждает заказ, после подтверждения другой сотрудник тут же начинает его собирать. Вся работа автоматизирована: заказ попадает в курьерскую службу или на почту России, приезжает курьер и увозит. Все, заказ у клиента через определенное время.
Если брать поставщиков, то мы работаем практически со всеми, кто к нам обратился с просьбой о сотрудничестве вне зависимости от бренда. Конечно, для нас самое главное — это качество. У нас есть специалист, который все досконально проверяет.
Основная работа идет в России и Казахстане, потому что в этих странах есть наложенный платеж. Например, в крупных городах Казахстана нам оплачивают товар при его получении и в валюте тенге.
— Были ли какие-либо интересные случаи в вашей практике, связанные с поставщиками или клиентами?
— Да, был случай, когда нас рекламировал православный священник. Оказалось, что некоторые его прихожане покупали у нас одежду и рассказали ему о магазине скромной одежды. Вот он и начал нас рекламировать в своем приходе.
— Есть ли у вас секрет успеха? Как удалось реализовать проект магазина, который стал ведущим в продажах?
— Секретов никаких нет. Мы просто живем и работаем по принципу «если нами доволен клиент, то и Аллах нами доволен». Стараемся работать для покупателя. И я могу с гордостью сказать, что отзывы у нас очень хорошие.
Что касается цифр, то это около 60 000 посетителей сайта в месяц. К такому результату шли почти два года. В первый месяц работы мы продавали где-то на 50 000 рублей в месяц, которые покрывали только основные расходы. Постепенно мы все больше и больше вкладывались, отдавали силы на эту работу, так и стали развиваться. Наша цель — сделать мусульманскую одежду доступной. И работали мы, естественно, на цель.
Ну и, конечно, наша задача — предоставлять доступный продукт. Пока нам это удается за счет того, что мы активно ведем торговлю через интернет, а не открываем стационарные магазины с высокой арендной платой. Девушки, которые понимают это, всегда готовы покупать через интернет-магазин.
— Назовите для читателей основные правила бизнеса по вашему мнению.
— Отвечу лаконично: доступно, быстро, качественно и удобно. Вот четыре основных правила, которых я придерживаюсь.
Гузель Мухаметшина