25 января во вторую годовщину Египетской революции начались крупные беспорядки в трех крупных египетских городах Порт-Саиде, Суэце и Исмаилии. 6 февраля массовые выступления произошли в Тунисе, которые грозят стране новым политическим кризисом со всеми вытекающими из этого последствиями. Таким образом, две колыбели Арабской весны – Египет и Тунис - становятся объектами жестокой борьбы за разделение сфер влияния в регионе Большого Ближнего Востока.
Около двух недель назад мировые СМИ пестрили заголовками о начавшихся беспорядках в Египте. Бастующие, абсолютное большинство которых представляла «маргинализированная» молодежь, включая футбольных фанатов, громили региональные офисы правящей партии Свободы и справедливости, полицейские участки. Ситуация обострилась до такой степени, что руководству страны пришлось ввести чрезвычайное положение и комендантский час.
Через неделю ситуация в несколько ином масштабе и формате повторилась в Тунисе. Следует отметить, что в тунисе после свержения режима предыдущего президента страны Бен Али, в результате демократических выборов к власти также пришло движение «Ан-Нахда», которая считается близкородственной египетской партии Свободы и справедливости.
Как и в случае с Египтом, представители «Ан-Нахда» пришли к власти в очень сложный период социально-экономического коллапса. Непросто строились отношения с другими политическими силами страны (левыми, либералами и ультраортодоксами), которые, как это принято, с самого начала подвергли резкой критике выбранную линию партии власти. Тем не менее, до последнего времени соблюдался определенный баланс сил и паритет общенациональных интересов.
Однако недавнее убийство лидера левой оппозиции Шукри Балаида вызвала широкий резонанс. Около тысячи жителей столицы Туниса вышли на демонстрацию протеста, обвиняя в этом злодеянии правящий режим. Тем не менее, Ан-Нахда резко осудила убийство Балаида, а лидер движения, премьер-министр страны Хамади Джебали выступил с заявлением о роспуске парламента с целью формирования нового технического кабинета, который должен будет работать до проведения всеобщих выборов.
Таким образом, новый год для колыбелей Арабской весны становится годом испытания на устойчивость. Не смотря на то, что пришедшие к власти про-исламские силы, засучив рукава, взялись навести порядок, их инициативы продолжают настораживать соседние страны. Здесь развитие демократических институтов в Египте и Тунисе зачастую не является тем желанным примером развития общественно-политических отношений, который кое-какие режимы хотели бы видеть на своей земле.
С другой стороны, и этот фактор для меня имеет гораздо большее значение, произошедшие за последние годы в Египет и Тунисе изменения подтолкнули заинтересованные силы в поиске путей реализации своих интересов в этих странах. Примечательно, что к этой борьбе подключены не только глобальные силы, но региональные интересы в том числе крупных финансовых корпораций, стремящихся за счет непростой внутриполитической обстановки получить определенные для себя выгоды.
Тем не менее, хотелось бы надеется (и я в это верю), что нынешние власти Египте (мы это уже видим) и Тунисе удастся справиться с внутренними и внешними вызовами и отстоять интересы Арабской весны во благо своих народов и региона Большого Ближнего Востока, от развития которого в наше время зависит очень многое.
Блог Абдул-Вахеда Ниязова, abdul-vakhed.livejournal.com/