Ситуация мусульман в Бирме по-прежнему остается очень сложной, а нападения на мусульман Аракана не прекращаются, несмотря на многочисленные обращения правозащитных организаций в международные инстанции. Однако если судить по реакции наблюдателей, то не менее шокирующим фактом для них становится то, что в качестве агрессора выступают адепты одной из самых мирной религий на планете.
Понимая, что журналистский стиль порой подразумевает наличие «приукрас» в момент повествования, тем не менее, я решил привести в себя в блоге перевод статьи немецкого публициста К.Гюнше, который побывал в Бирме и рассказал о том, что там видел.
Кровавые столкновения между мусульманами и буддистами потрясают Бирму. Экстремистская группа «969» разжигает ненависть. Ее руководителем является буддийский монах, которого из-за проводимой им подстрекательской кампании называют «Гитлером Бирмы». Он представляет опасность для всей страны. Теперь повсюду - на витринах, в такси, на стенах домов - наклейки с буддийскими символами и таинственной комбинацией цифр «969».
На первый взгляд они кажутся безобидными. Однако мусульмане в Бирме приходят в состояние страха и ужаса в связи с увеличивающимся потоком желтых стикеров. На наклейках - мирные символы, заимствованные из учения и жизни Будды, однако одновременно они являются знаком «наиболее опасного и растущего самыми быстрыми темпами «буддийского» неонацистского движения в Бирме», считает правозащитник Маунг Зарни. Цель радикальной группы «969» состоит в том, чтобы сделать Бирму зоной, свободной от мусульман.
Закулисным заправилой движения «969» является Ашин Вирату, дружелюбно взирающий на собеседника и моложавый буддийский монах. Некоторые люди из-за произносимых им необузданных проповедей ненависти называют его «Гитлером Бирмы», тогда как другие видят в нем «бен Ладена Мьянмы» и считают его террористом, который не остановится ни перед чем. В монастыре Масейеин, расположенном в Мандалае, этот 45-летний монах собрал вокруг себя единомышленников, которые путешествуют по Бирме и проповедуют ненависть.
Злоба, зависть, страх
Он целенаправленно сеет ненависть, злобу и страх: «Если ты покупаешь что-то в мусульманском магазине, то твои деньги там не остаются. Они используются для того, чтобы уничтожить твою расу и твою религию». Мусульмане, говорит он в своих гневных проповедях, «несут ответственность за все преступления в Мьянме: опиум, воровство, изнасилования».
Однако словами дело не ограничивается. Правозащитник Маунг Зарни твердо убежден: «Вирату и члены его движения «969», несомненно, принимали участие в беспорядках с применением насилия, направленных против мусульман». Буддисты и мусульмане в последние недели участвовали в кровавых столкновениях. Десятки людей были убиты, многие получили ранения. Бирманские средства массовой информации со ссылкой на очевидцев сообщают о том, что подстрекатели из окружения Вирату постоянно устраивают антимусульманские беспорядки и управляют ими.
Девять лет тюрьмы для подстрекателя
Борьба Вирату против мусульманского меньшинства в Бирме не является для него чем-то новым: в 2003 году он был осужден и девять лет просидел за решеткой, так как был признан организатором кровавых беспорядков на севере Бирмы, жертвами которых стали несколько человек. Его кредо было и остается: «Мусульмане хотят, чтобы Мьянма стала мусульманской». По его мнению, буддисты Бирмы должны защищаться от «мусульманского заговора», в противном случае не позднее 2100 года эта страна станет уже исламским государством».
Официальный представитель президента Йе Хут, пытаясь разрядить ситуацию, говорит о том, что Вирату и его последователи составляют всего лишь небольшое радикальное меньшинство среди 500 тысяч монахов страны, однако опасность, исходящая от этой экстремистской группировки, не становится меньше: расистские проповеди ее представителей пользуются популярностью. Ашин Гамбира, один из лидеров шафрановой революции 2007 года и главный критик Вирату, приводит простое объяснение.
За 50 лет диктатуры военные, как он считает, целенаправленно возбуждали ненависть к двум-трем миллионам мусульман, проживающим в Бирме: «Сегодня эта ненависть так крепко вбита в головы, что она в любое время и без особых затрат может вновь воспламениться». Ашин Пум На Вонта, монах и борец за мир, считает своего брата по вере Вирату, скорее, «марионеткой, которым движут тщеславие и честолюбие». Закулисные заправилы и финансисты движения «969» являются «компанией друзей», это группа из 30 состоятельных и влиятельных людей, тесно связанных с военными и боящихся потерять свои привилегии.
Их цель, по мнению Ашина Пум На Вонта, состоит в том, чтобы укрепить позиции генералов и убедить людей в том, что военные являются стабилизирующей силой в Бирме в переходный период. Одновременно они рассчитывают также укрепить свою собственную власть и влияние. Президент страны Тейн Сейн серьезно предупредил «политических оппортунистов и религиозных экстремистов в Бирме» о том, что он не будет колебаться относительно применения против них силы.
Однако Вирату по-прежнему имеет возможность устраивать свои подстрекательские выступления и произносить проповеди ненависти по всей стране без всяких ограничений. Независимо от того, является ли он рупором анонимных подстрекателей или даже ответственным руководителем небольшой экстремистской группы: этот радикально настроенный монах очень опасен. В накаленной атмосфере страха и насилия адвокат по правам человека и бывший политический заключенный Мин Ко Наинг опасается того, что «наша страна недолго будет оставаться мирной».
Блог Абдул-Вахеда Ниязова, abdul-vakhed.livejournal.com