Мечеть Иске-Таш (Другие названия: Девятая соборная, Старокаменная мечеть) – историческая мечеть, которая распологается в Ново-Татарской слободе Казани.
Мечеть Иске-Таш (Другие названия: Девятая соборная, Старокаменная мечеть) – историческая мечеть, которая распологается в Ново-Татарской слободе Казани.
Согласно старой легенде, она была установлена на месте братской могилы бойцов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. Могила была отмечена большим старым камнем (на тат.: иске́ таш), который был сохранен и стоял перед восточным фасадом мечети.
Данная версия базируется на сведениях Каюма Насыри, согласно которым, в 1801-1802 годах, когда на средства казанского купца и промышленника Габдуллы Утямышева ставили новую мечеть, при ее закладке обнаружили большой старый камень – Иске Таш, обозначавший место захоронения павших воинов. Поэтому и назвали мечеть Старокаменной. Камень поместили в молельном зале, чтобы люди приходили сюда поклониться праху своих предков.
Габдулла Абдулсалямович Утямышев (ум. 1832) – родоначальник знаменитой купеческой династии из деревни Маскара Малмыжского уезда Вятской губернии (ныне Кукморский район РТ) – за свою долгую жизнь построил несколько десятков мечетей в татарских селениях России. Прославился он и как весьма просвещенный человек, написав несколько книг по вопросам религии. Кстати, жена Г. А. Утямышева была родной сестрой выдающегося богослова-реформатора Габденасира Курсави, который при строительстве мечети “Иске Таш” указал “кыйблу” – направление на Мекку.
В 1830 году мечеть реконструирована согласно проекту Александра Шмидта. Фасады мечети были сделаны в лучших традициях классицизма. Их строгость подчеркнута минаретом с тремя ярусами. Форма минарета связана стилем с минаретами что были в древних городах Волжской Булгарии и Касима. Мечеть является двухэтажной, имеет два зала, минарет помещен в центр щипцовой крыши.
Мечеть была общественным центром Ново-Татарской слободы. В 19-ом веке имамы были от семьи Амирхан. Рядом с мечетью находился их дом, в котором жил в том числе
писатель Фатых Амирхан.
Одним из первых имамов прихода был Фазыл Сайфутдинов (ум. 1812). Его сменил в 1813 г. Амирхан бин Габдельманнан (ум. 1828), уроженец деревни Толкиш (ныне Чистопольский район РТ). Он получил прекрасное образование в медресе деревень Сасна и Маскара, а затем в Бухаре. До приезда в Казань служил муллой в ряде сел Казанского уезда. После смерти Амирхана хазрата главой махалли стал сын Ф. Сайфутдинова – Мухаметвафа (ум. 1848), который в связи с избранием его казыем Оренбургского Магометанского Духовного Собрания покинул Казань в 1838 году. С этого времени, вплоть до 1848 г., должность муллы в мечети “Иске Таш” занимал Баймурат Мухарямов. Будучи выходцем из семьи купца третьей гильдии, проживавшего в деревне Большой Менгер (ныне Атнинский район РТ), Б. Мухарямов успешно совмещал деятельность священнослужителя с занятием коммерцией. При своем доме он имел китаечную фабрику, продукцией которой торговал на Сенной площади. Одновременно Баймурат мулла держал большое медресе в приходе, отдавал много времени преподаванию в нем. Его перу принадлежит множество сочинений самого различного характера.
Новым имам-хатибом мечети в 1847 г. был избран сын Амирхана бин Габдельманнана – Хусаин (1816 – 1893). Он учился в медресе Чистополя, Казани, Маскары, Бухары и вскоре заявил о себе как талантливый проповедник, ученый. Долгие годы изучая восточные исторические источники, Х. Амирхан написал несколько книг, посвященных истории тюркский народов: “Тавэрихе Болгария” (“История Булгарии”) – 1883 г., “Беек шэжэрэ, яки нэселлэрбэяны” (“Великая шаджара или изложение родословных”) – 1884 г.
В 1889 г. Х. Амирхан оставил должность священнослужителя мечети “Иске Таш” С этого времени до революции 1917 г. духовными наставниками махалли были его сыновья Мухаметназип (1859 – 1921) и Мухаметзариф Амирхановы (1853 – 1921). Первый из них вскоре уехал в Чистополь, где стал имамом 1-й соборной мечети; второй же, исправно исполняя с 1875 г. обязанности второго муллы, уже к концу 19-го века превратился в авторитетного лидера не только своей махалли, но и всей мусульманской части Казани. Он был приверженцем реформ в области образования, сам написал несколько учебников для новометодных медресе. В семье Амирхана родился выдающийся татарский писатель Фатих Амирхан. Помощником Амирхана в мечети “Иске Таш” в 1893 г. был избран почетный потомственный гражданин Мухаметсадык Шагиахметович Иманкулов (1870 – 1932), учившийся в 1886 – 1893 гг. в Бухаре. В Казани же он стал известен как поэт, писавший, в основном, на религиозные темы и как ученый-богослов.
Приход девятой мечети, объединявший часть Большой и Малой Симбирских улиц, являлся самым крупным в Казани. Здесь в начале XX века насчитывалось 1260 душ мужского пола при 180 домовладельцах. Медресе махалли, известное под названием “Амирхановское”, считалось одним из передовых мусульманских учебных заведений. Ежегодно в нем училось 80 шакирдов. В конце XIX века преподавателем медресе работал выдающийся татарский писатель и общественный деятель Г.Исхаки.
Мечеть была закрыта согласно решению Центрального Исполнительного комитета республиканского ВКП(б) Татарской АССР в конце 1930-х. В советское время мечеть использовалась как школа, клуб и затем как склад «Татснаба», когда впритык к ней и закрывая вид на неё было построено новое большое здание школы.
Согласно постановления СМ РСФСР № 1327 от 30.08.60 г. мечеть “Иске Таш” признана памятником архитектуры федерального значения. В 1994 году мечеть была возвращена верующим.