Голубая мечеть ("Четвёртая соборная", Зәңгәр мәчет) – мечеть в Казани, на территории Старо-Татарской слободы. Название получила по цвету стен. Построена в 1815-19 годы в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. Имя архитектора неизвестно. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретомна крыше.
Голубая мечеть ("Четвёртая соборная", Зәңгәр мәчет) – мечеть в Казани, на территории Старо-Татарской слободы. Название получила по цвету стен. Построена в 1815-19 годы в стиле классицизма на средства казанского купца Ахмета Аитова-Заманова. Имя архитектора неизвестно. Двухэтажная двухзальная мечеть-джами с трёхъярусным минаретомна крыше.
В 1864 г. купец Г. Б. Мустакимов пожертвовав собственный земельный участок, расширил мечеть на три окна по фасаду и соорудил вокруг неё ограду по проекту архитектора П. И. Романова. В 1907 г.купец Г. А. Ишмуратов увеличил михрабную часть здания перейстройкой, а также расширил кладовую мечети. Мечеть четвёртого прихода была закрыта постановлением Секретариата ТатЦИКа от 10 марта 1932 г. В 1930-е гг. минарет разобран. В советское время использовалась под жильё. С 1993г. используется по назначению, однако, минарет был восстановлен только в 2009 году.
Архитектурные характеристики Здание относилось к типу двухэтажной двухзальной мечети с минаретом в центре крыши. По объемно-планировочному решению и фасадам в стиле строгого классицизма была близка к мечетям “Иске Таш”, № 11 в Казани и мечети в д. Ташкичу Арского района. В 1907 году к южному фасаду мечети был сделан двухэтажный пристрой, выступающий с западной и восточной сторон.
Па южном фасаде вместо прямоугольного михраба возвели полукруглый. Здание приобрело “Т”-образную форму в плане. Утончающийся кверху трехъярусный восьмигранный минарет располагался в центре прежнего объема и опирался на толстую поперечную стену между залами. В толще стены располагалась лестница на минарет. Вход в мечеть расположен с северной стороны.
Помещения первого этажа имели хозяйственно-складское назначение. По лестнице в правой части вестибюля попадали на второй этаж в анфиладно связанные залы. Первоначальный объем мечети выдержан в стиле строгого классицизма. Четырехпилястровый портик в три окна на продольных фасадах завершался ныне утраченным треугольным фронтоном с большим полукруглым окном. В советское время (30-е годы) разрушен минарет. Пристрой в южной части мечети был увеличен на полэтажа и его второй этаж разделен на два уровня с пробивкой новых окон на фасадах. Вместо четырехскатной над ним сделана двускатная крыша. Памятник татарской культовой архитектуры в стиле строгого классицизма. Отличительная особенность его в “Т”-образной южной части объема.
Возникновение Возникновение прихода относится к 1778 г., когда на участке, где раньше находилось гумно, была построена деревянная мечеть, четвёртая на тот момент в городе. Община была известна как «махалля рабов», наверное, потому, что в этой части Старо-Татарской слободы жило самое бедное и бесправное мусульманское население. В 1815 г. старую деревянную мечеть перевезли в деревню Суыксу и начали строительство кирпичной на средства купца Ахмета Исхаковича Аитова-Заманова, который не жалел средств, несмотря на то, что сам проживал в махалле Первой соборной мечети.
История махалли связана с двумя династиями священнослужителей. Одним из первых проповедников был Абденнасир Рахманкулов, окончивший медресе в Каргалах. В 1825 г. он приехал в Казань и стал исполнять обязанности имам-хатыба и мударриса при Четвёртой мечети. Он впервые в этой мечети учредил медресе, ныне известное как «Халидия». Купцы Арсаевы построили для него отдельное здание.
После смерти Абденнасира в 1835 г. имамом стал его брат Хабибулла Рахманкулов. В 1850 г. его сменил Хаммад Халитов, окончивший бухарское медресе. После смерти Халитова в 1864 г. его место занял вновь Рахманкулов — Гиясетдин Хабибуллович. В 1870 г. он умер, и на должность имама утвердили Мухаметзакира Хаммадовича Халитова. В 1894 г. место имама занял его сын Ибрагим Халитов. И Мухаметзакир и Ибрагим были сторонниками «бухарской» школы.
Махалля мечети была довольно многочисленной. В 1916 г. в ней проживало 792 мужчин и 814 женщин, 82 домовладельца. Во второй половине XIX — начале XX вв. в некогда бедной общине появляются крупные предприниматели и меценаты. Можно выделить семью купцов 1-й гильдии Мустакимовых.
Родоначальник династии Габдельманнан Биккенеевич долгие годы был попечителем мечети. В конце XIX в. заботы о храме вязли на себя Айтугановы, пожертвовавшие общине новое здание медресе. Однако они вскоре разорились и заботы о приходе легли на купца и промышленника Абдрахмана Ахметовича Ишмуратова.
Адрес: Казань, ул. С.Садыковой, 8 / Ф.Карима, 19