Мечeть Нурулла ("Сенная", "Юнусовская" и "Седьмая соборная мечеть"), Казань, — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе в 1845—1849 по проекту архитектора А.К. Ломана советниками коммерции братьев Ибрагима (1806—1886) и Исхака (1810—1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым (1776—1849).
Мечeть Нурулла ("Сенная", "Юнусовская" и "Седьмая соборная мечеть"), Казань, — культовое сооружение, построенное в центре исторического Сенного базара в Старо-Татарской слободе в 1845—1849 по проекту архитектора А.К. Ломана советниками коммерции братьев Ибрагима (1806—1886) и Исхака (1810—1884) Юнусовыми на средства, завещанные их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Юнусовым (1776—1849).
Как считает историк национальной архитектуры Нияз Халитов, Сеннобазарская мечеть имеет множество аналогий в городах Востока. Многоугольник с купольным, овальным в плане, центральным залом, выделенными монументальными аркадами, обширные плоскости неоштукатуренных стен, витиеватые рельефные арабески и затейливые витражи окон — такой образ здания мечети, как считает Н.Халитов, явно навеян одной из главных религиозных святынь исламского мира — храмом Куббат ас-сахра (мечетью Скалы) в Иерусалиме (VII век). Купол же побуждает нас вспомнить о другой эпохе — об османских купольно-базиличных мечетях ХVI-ХVII веков. А чего стоит отдельно стоящий перед зданием трёхъярусный минарет, в основании которого находится стрельчатая арка входа, соединяющаяся с мечетью крытым коридором!
Место для строительства мечети было выбранно не случайно. Важное место в формировании облика исламских культовых зданий Казани и регионов массового расселения мусульман во второй половине XIX – начала XX вв. специалисты мусульманской монументальной архитектуры отводят джами мечети на Сенной площади. Ее история интересна как случай возведения на исламо-христианском пограничье по оригинальному плану в период «образовательного» проектирования.
В первой трети XIX в. в Старо- и Новотатарских слободах имелись практически все объекты городской инфраструктуры (Сенной рынок, Юнусовская площадь, промышленные предприятия, мастерские, культовые здания, учебные заведения, гостиницы, постоялые дворы, торговые учреждения и др.). Формируя престижные улицы, татарская торгово-промышленная элита застраивала свои особняки по существовавшим градостроительным нормам.
В татарской части Казани жизнь протекала размеренно в рамках традиционного быта. Мечети являлись главными центрами религиозно-культовой жизни общины. Духовенство, богатые торговцы и Татарская ратуша выступали главными блюстителями порядка в исламском анклаве.
Если занятость в частном или государственном учреждении в русской части города или на промышленном предприятии считалась веской причиной для отклонения от соблюдения своевременного исполнения пятивременной молитвы и пятничного общественного намаза, то наблюдавшаяся аналогичная ситуация среди татарских торговцев, имеющих свое «дело», серьезно беспокоила местную предпринимательскую элиту и имамов, чувствующих себя ответственными за нравственное состояние уммы. Таким злополучным местом стал городской восточный рынок, получивший в обиходе, затем и в официальном делопроизводстве наименование «Сенной базар», где порой наблюдались негативные явления. Не случайно сами татары именовали рынок «көфер почмагы».
На рубеже XVIII-XIX в. мусульмане, прибывшие на рынок, посещали мечеть (№ 5), построенную в 1798 г. купцом Мусой Мамяш и располагавшуюся на Тихвинской улице (современная улица Тукая, 40), где богослужение велось с 1800 г. Именно поэтому она в народном лексиконе именовалась базарной мечетью . До нее необходимо было пройти целый квартал – уходило значительное время. Поэтому для части прибывших на торги мусульман это обстоятельство становилось веским предлогом для воздержания от общественного богослужения.
Согласно менталитету правоверных XIX в., одним из важных элементов в наведении «мусульманского порядка» и придании поликонфессиональному базарному сообществу благочестия считалась организация общественного богослужения для торгующих слобожан единоверцев.
Первая попытка в этом направлении мусульманской промышленно-торговой элитой Казани была предпринята в первой четверти XIX в. 15 января 1815 г. губернское правление удовлетворило прошение представителя известного с конца XVIII в. купеческого семейства Китаевых – 1-й гильдии купеческой вдовы Габиды Китаевой о постройке каменной мечети на пустопорожнем месте «среди татарских домов близ Сенного базара против дома и лавок купца Юнусова». Однако духовная власть «увидела» препятствие в построении мечети в том, что из-за ее близкого расположения к церкви Четырех Евангелистов «может приходить от оклика магометан (азана – И.З.) к богослужению христианскому помешательство». Закон был на стороне православных священнослужителей: одним из непременных условий постройки мечети выступало требование отсутствия соблазна для проживающих совместно с мусульманами христиан и новокрещеных татар. Получив протесты казанского архиепископа Амвросия и духовной консистории, губернатор не стал утверждать коллегиальное постановление правления. Во исполнение указания духовной власти губернское правление своим новым журнальным постановлением от 10 мая 1815 г. рекомендовало Габиде Китаевой воздержаться от строительных работ на первоначально определенном участке и подыскать «другое свободное и приличное место» . Известие о первоначальном разрешении властью на возведение исламского богослужебного здания к этому времени, несомненно, стало уже достоянием гласности и нетрудно представить, как широко обсуждалось и комментировалось татарской общиной двойственное поведение гражданской администрации, своим волевым решением лишившее умму новой городской мечети.
В 1830-е гг. огромное влияние в татарской общине приобрели сыновья Мухаметрахима Исхаковича Юнусова, выделившегося в купеческое сословие из служилых татар Казани еще в период правления Екатерины II, Габдулькарим (1767-1821) и Губайдулла (1776-1842). Мысль о возведении мечети у младшего из братьев возникла как бы случайно. Однажды во время намаза он пришел на базар и невольно обратил внимание, что все татары, поглощенные торговлей, игнорируют общественную молитву. Совершение пятивременной молитвы являлось фарыз – обязательным предписанием ислама, соблюдение которого являлось савабом. «Как уговорить этих горожан читать молитвы?» – забеспокоился купец. Так возникла идея о постройке базарной мечети. «Если каждый сдержит свое слово быть правоверным, построю мечеть на этой площади», – поклялся он , решив создать условия для общественного богослужения.
В итоге, двухэтажная кирпичная мечеть появилась на углу Московской и Сенной улиц в 1845-1849 годах благодаря вложениям всё тех же братьев Юнусовых. Это были средства, специально завещанные на строительство богоугодного заведения их отцом — купцом первой гильдии Губайдуллой Мухаметрахимовичем Юнусовым. Здание выходило фасадами на Сенную площадь — крупный торговый центр Старо-Татарской слободы Казани, поэтому её и прозвали Сенной или Сеннобазарской.
В приходском медресе обучалось всего 40 шакирдов, так что соперничать с "Марджанией" или "Мухаммадией" оно не могло. Мечеть существовала на проценты с вклада в 12 тысяч рублей в Казанском отделении Камско-Волжского банка, а также на доходы (640 рублей в год) с аренды кладовой и двух торговых шкапчиков мечети.
Если коснуться истории развития местной махалли, то она, как и везде, зависела от личности возглавлявшего приход имама. В 1871 году имамом-хатибом Сеннобазарской мечети стал ахун Хузиахмет Музафаров — авторитетный богослов, уважаемый казанскими мусульманами человек. Эта фамилия в татарской культуре означает многое: дочь Махмуда станет известной талантливой поэтессой, а сын Мансур Музафаров — композитором. Хузиахмет хазрет прослужил здесь 22 года, пока не случилось недоразумение: он совершил обряд бракосочетания несовершеннолетней девушки, а это считалось преступлением. Его отлучили от должности.
После Музафарова приход перешёл под бразды правления не менее авторитетного и умного Габдуллы Абдулкаримовича Апанаева. По свидетельствам современников, это был неординарный человек — один из представителей джадидизма, последователь Г.Баруди. Долгое время он содержит мечеть на свои личные средства. Когда встал вопрос об избрании его первым муллой мечети, власти воспротивились этому: как так, новометодист станет главным духовным лицом одной из центральных мечетей!? Однако даже после того, как имамом в Сеннобазарскую избрали Шакира Хасановича Уразгильдеева, всеми делами в мечети фактически продолжал заправлять Габдулла Апанаев.
В начале ХХ века он начинает издавать газету "Азат" ("Свободный") — одно из первых изданий того времени, баллотируется в депутаты Государственной Думы, участвует во всероссийских съездах мусульман. Репутация неблагонадежных прочно закрепилась за ним и его братом (купец первой гильдии Мухаметбадретдин Апанаев). В 1908 году власти отлучили Габдуллу хазрата от служб в Сеннобазарской мечети и сослали в Вологодскую губернию. Обвинение, предъявленное ему, не отличалось оригинальностью: организация новометодных учительских курсов. Дальнейшая судьба Габдуллы Апанаева сложилась трагически — вернувшись из ссылки, он не смог добиться прежней своей должности, а в 1919 году советский суд приговорил его за контрреволюционную деятельность к расстрелу…
В 1929-1992 годы мечеть не функционировала и использовалась под различные учреждения и жильё. В 1992 году переименована в мечеть "Нурулла", в 1990-1995 годах реставрирована, восстановлен минарет (архитектор Р.В.Билялов)