Изучение истории наших земляков в Маньчжурии - важная работа. История татар, живущих в чужих местах, является неотъемлемой частью всей нашей истории
Изучение истории наших земляков в Маньчжурии - важная работа. История татар, живущих в чужих местах, является неотъемлемой частью всей нашей истории.
«Первая волна» переселения в Маньчжурию связано с 1897 годом, началом стройки КВЖД. Здесь приезжие, в основном, занимаются торговлей. «Вторая волна» начинается после октябрьской революции. Военные, население разных слоев, недовольные организацией нового государства, массами переезжают и устраиваются на разные работы. «Третья волна» по массе переселения была самой меньшей, и пришлась она на трудные и катастрофические времена образования коллективного хозяйства.
Куда бы не бросал ветер судьбы татар, они выживали благодаря своей любви к работе и стараниям. Потихоньку наши эмигранты в Маньчжурии начинают преуспевать в торговле. Они даже становятся конкурентами китайским коммерсантам. Например, Бадретдин Агафуров съездив в Японию и изучив японский язык, стал членом торговой Ассоциации. Загидулла Агишев, живя в Харбине, имел в столице Тухуна свой магазин. Торговец Айдаров был владельцем магазина в Харбине по продажам готовых платьев. В свое время очень известными были фирмы «Лихо» по обработке кожи Бирадарана Сатылганова и «Чурин и Ко» Акчурина,
Татары в городах Маньчжурии жили сплоченно и организовывали свои коллективы. Один из них был организован в 1904 году в Харбине. После в Хайлере, Бухэду, Мукдене, Хутульди, Чаньчуне, Якеше, Тирине. Живя сплоченно, они сохраняют свой язык и традиции. Строят здания, в которых ведется обучение, проводятся религиозные мероприятия. Например, в 1906 году в Харбине была построена первая татарская школа «Гиноят» в честь ахуна Гиниятуллы Салиахметова. В 1920 году директором этой школы работал Габдулла Газизов, а учителями были Рабига Деушева, Зайнаб Шамсутдинова. Наряду с обычными дисциплинами здесь преподавали историю турков и татар, изучали Коран, с 1930 года вводится японский язык. В местах, где жили татарские диаспоры, уделялось большое внимание религиозному воспитанию. Нужно отметить, что в Китае ислама придерживаются дунганы, уйгуры, казахи, киргизы и другие национальности. Основная их часть сунниты. Долгие годы на Дальнем Востоке муфтием был Шамгани Маджар из города Шабе. После его смерти эту должность возглавили имам Харбина Мунир Хасбуллин и Абдулькарим Рахимов, живущий в Корее. Так же в свое время занимал одно из первых мест в религиозной деятельности Абдуррашид Ибрагимов. По случаю 1000-летия добровольного принятия нашими предками ислама, в 1923 году в Маньчжурии положили начало строительству новой мечети, завершившееся в 1937 году. Большинство татарской молодежи после школы поступает в высшие учебные заведения. Например, Абдулла Ахтямов, окончив Политехнический факультет в Маньчжурском университете, работает в центральной конторе фирмы «Чурин и Ко». Секретарь кружка молодежи в Харбине Фатыйх Бадретдинов тоже получает университетское образование.
В 1908 году в районе пристани на пересечение улиц Артиллерия и Биржи строят двухэтажное здание, в котором располагался театр и спортивный зал. Позже там же открывают канцелярию, школу, библиотеку, читальный зал, комнату для проведения досуга молодежи. Организуется учеба, лекции, литературно-музыкальные вечера. Вся прибыль уходит на расширение.
Новости из жизни татар можно было услышать по Харбинскому радио, а статьи прочитать в газетах «Харбинское время», «Новый японский мухбир», выпускавшийся в Японии. В 1935 году в Мухдене появляется газета «Милли байрак» на татарском языке. Ее выпускал Салман Аитов, хозяин магазина «Стелпа», а редактором был Давлеткилде Ибрагим.
Появившийся в 1919 году кружок татарского театра сыграл большую роль в воспитании детей, Он приучал их к искусству. Здесь, наряду с работами других татарских драматургов, ставились пьесы Г. Исхакый.
Надо отметить и женскую часть татарского населения Маньчжурии. Они активно участвовали в организации национальных, религиозных праздников.
Татары, живущие в Маньчжурии, поддерживали тесные отношения с соотечественниками из других стран. Но начавшаяся вторая мировая война резко изменила их жизнь. В итоге, при осложнении социально-политического положения на Дальнем востоке татары Маньчжурии группами начинают переезжать в Америку, Турцию и другие страны.
Ровель Кашапов
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus