Апрель особый месяц для татарской культуры, именно в этот месяц родился (26 апреля 1885 года) и умер (15 апреля 1913 года) великий татарский поэт, гордость нации Габдулла Тукай. Именно день его рождения стал в Татарстане Днем родного языка. В данной статье поставлена задача выяснить, какое место занимал в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая ислам.
Апрель особый месяц для татарской культуры, именно в этот месяц родился (26 апреля 1885 года) и умер (15 апреля 1913 года) великий татарский поэт, гордость нации Габдулла Тукай. Именно день его рождения стал в Татарстане Днем родного языка. В данной статье поставлена задача выяснить, какое место занимал в творчестве и в жизни Габдуллы Тукая ислам.
Мы знаем, что по происхождению Габдулла Тукай был мусульманином, и, естественно, в своем творчестве он не мог пройти мимо проблем ислама, который был и его школой (медресе).
По преданию, род Тукаевых насчитывал семь поколений мулл. Его деды Мухаммадгали, Зиннатулла, отец его Мухаммадгариф, отчим его Шакир, его учителя (Хальфа Фатхеррахман, Мутыгулла (Тухватуллин) были муллами. Он сам учился в медресе д. Кырлай под Казанью, медресе «Мутыйгия» (г.Уральск, Казахстан). Габдулла Тукай знал наизусть книгу «Иман шарты» («Основы веры»), изучал Коран, «Хафтияк» (седьмая часть Корана), читал «Сорок хадисов»(Хадис — предание о речах и поступках основателя ислама — пророка Мухаммада) и др. Все эти книги — религиозного содержания. С детского до юношеского возраста Габдулла Тукай жил и учился в атмосфере религиозной.
Казалось бы, его воспитание, образование должны были вывести его на путь священнослужителя. Сын муллы, внук муллы, повзрослев, конечно же, должен стать муллой.
Но как иногда в жизни отдельных людей, особенно личностей одаренных, а таковым был Габдулла Тукай, счастливый случай и период жизни в г.Уральске вывели его на иной жизненный путь, путь Поэта.
О творчестве Габдуллы Тукая, его жизненному пути написано много книг, исследований, статей: И. Нурулин «Тукай», Г. Халит «Габдулла Тукай», «Тукай и его современники», Я.Агишев «Творчество Габдуллы Тукая», Р. Нафигов «Тукай и его окружение», И. Пехтелев «Тукай и русская литература», Н. Лаисов «Лирика Тукая». Писали: Г. Рахим, Дж. Валиди, Ф. Бурнаш, М. Гайнуллин, М. Хасанов, X. Хасанов, X. Усманов, Я. Абдуллин, Р. Амирханов и многие другие.
Нашла ли тень «ислама» свое отражение в литературе, посвященной Габдулле Тукаю? Да, нашла. Но эта литература носит отрывочный характер. Пишется, как бы мимоходом, в контексте других проблем, многие авторы вообще не задевают тему «ислама». Одним словом, в имеющейся литературе нет определенного, окончательного ответа на вопрос об отношении Габдуллы Тукая к мусульманской религии.
Разумеется, прежде чем взяться за тему «Ислам в творчестве Габдуллы Тукая», мной были просмотрены, прочитаны, изучены, во-первых, произведения самого Габдуллы Тукая и множество работ исследовательского характера. Прочитано более 300 поэтических и прозаических творений Габдуллы Тукая и в более 100 из них встречаются понятия, слова исламского толка: Аллах, Пророк, Коран, религия, мусульманин, мечеть, медресе, мулла, ишан, хазрат и др. Их более 500 и они нашли свое место в его произведениях. Итак, исламская тема, если и не проходит красной нитью через его творчество, то занимает значительное, достойное, подобающее место в произведениях Габдуллы Тукая.
Дорогие, священные для мусульманина слова, такие как «Аллах», повторяются более 100 раз, «Коран» — 28 раз, «Пророк» — 15 раз, «ислам» — 15 раз, «мусульманин» — 46 раз, «мулла» — 60 раз, «ишан» — 24 раза.
Эти цифры сами по себе мало что значат, главное — значимость приводимых здесь слов, понятий в произведениях Габдуллы Тукая, какую нагрузку они несут в порядке художественной, религиозной, политической, философской ценности, значимости. И в поддержку всему сказанному выше приведем некоторые поэтические строки стихотворений Габдуллы Тукая.
«Как веры нет, когда весь мир — ее простор, свет торжества, когда ислам есть истина, А истина всегда права». («Поэт и голос», 1906)
«Не для тебя ли изрекал Всевышний: Дух крепи надеждой!». («Братское наставление», 1906)
«Столпы незримые, на них стоит ислам, В них должно твердую искать опору нам». («О нынешнем положении», 1906)
«Так кто же грешным людям дал кнут Наказания, скажи?
Никто, никто! Бог справедлив, Бог судит и не терпит лжи». («К », 1911).
«И Коран на видном месте, Неизменный Хафтияк — Ранец, книгами набитый До отказа не пустяк». («Сельское медресе», 1912)..
Много хороших слов об Аллахе, Пророке, Коране можно прочесть в стихотворениях «Нашей молодежи, устроившей литературный вечер», «Родная деревня», «Завещание», «О том, о сем» (проза) и др., которые говорят об отношении Габдуллы Тукая к исламу.
Габдулла Тукай во многих прозаических и поэтических произведениях жар своего таланта, свой художественный дар направил на все отрицательное, негативное, что было в исламе, в мусульманской религии.
Особенно жесткой критике подвергались ишаны и муллы. Как было сказано выше, слово «мулла» встречается 60 раз и каждый раз он, мулла, описывается в черных красках. Это в стихотворениях «Стрелы», «Голос с кладбища», «Где муллы, что хотят омусульманить Японию?», «Памяти Бакырган», «Паразитам», «Татарским девушкам», «Стеклянная башка», «Пояснения к рисунку», «Ночной азан», «Бахсалы», «Жалобы муллы», «Муллы», «Это дело новое», «Ишан», «Где? Кто?», «Казанский мулла и будущий депутат» и др. Можно привести десятки строк, где Габдулла Тукай бичует духовенство. Вот строка из стихотворения «Муллы»:
«Настолько ленивы и тупы Духовные эти скоты».
Если в своих произведениях Габдулла Тукай в нетерпимом духе и оскорбительном тоне писал о муллах, то в жизни он часто говорил много теплых слов о тех из них, которых знал лично. Это Фатхеррахман (медресе д.Кырлай Казанской губернии), Нурахмет и Мутыйгулла (медресе «Мутыйгия» г.Уральск), Габдрахман Рахманкулов (г. Троицк). Вот только один яркий пример. 26 — летний Габдулла Тукай приезжает в д. Училе (Казанская губерния) к мулле Кашфелькабиру, к дяде (брату матери Мамдуды) и живет два месяца. Мало, что изменилось в деревне. Крестьяне по-прежнему тепло относятся к мулле, в данном случае к Кабиру. В своем хозяйстве работал сам, жил бессеребренником. Ни одеждой, ни чем другим не отличался от простых крестьян, да и держался просто. Габдулла Тукай очень уважительно относился к дяде — мулле, который был всего на два года старше его. А таких мулл вокруг Габдуллы Тукая было немало. В жизни они (муллы) пользовались большим авторитетом, в первую очередь, как носители знаний (в большинстве муллы были указными, т.е. после окончания медресе проходили испытательный срок), а уважение к знаниям в народе всегда был велико. Много в жизни крестьянина зависело от муллы. Родился ребенок — нужен мулла, женился — зови муллу, не обходились без него и похороны. Мулла был и советчиком, и судьей. И, наконец, мулла был представителем самого Аллаха на Земле. Вот так относился простой люд к муллам и в деревне, и в городе.
И Габдулла Тукай хотел умереть с верой в груди, с Кораном в руках. В многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (1901) написано: «Муллы и их помощники, вполне обеспеченные сбором десятин со своих прихожан, учат мальчиков, а жены их, абыстаи — девочек, вследствие чего среди татар грамотность распространена гораздо больше, чем у русских». Отто Гетч в книге «Русский Туркестан и тенденции современной русской колониальной политики» (1913) писал: «Эти татарские интеллигенты в литературном и политическом отношении принадлежат теперь к передовым элементам ислама, к его самым энергичным и влиятельным приверженцам. И прежде всего им обязан ислам своим внутренним и внешним усилением и своим культурным ростом». В 1880 г. в России насчитывалось 11 млн. мусульман, в 1910 их было уже 20 млн. В 1912 году в России, не считая Средней Азии, Казахстана, Кавказа, Крыма на 4,5 млн. прихожан обоего пола было 5 771 мечеть и 12 341 духовное лицо».
Эти данные красноречиво говорят о популярности ислама в России периода Габдуллы Тукая, о его воздействии на народ. Да и сам Габдулла Тукай впоследствии в «Колыбельной песне» выразил отношение татарской деревни к мулле:
«Баю-баю-баю, сын, В медресе поедет сын, Все науки превзойдет, Всех ученей будет сын». (1910)
Сказано прекрасно. Это гимн просвещению, медресе, гимн матери, мечтающей видеть своего сына в медресе. Здесь мы преклоняемся перед именем Габдуллы Тукая.
Была резкая критика жадных, нерадивых служителей имана (веры). Были ошибки молодости. Но Габдулла Тукай хорошо понял прогрессивную роль Ислама, настоящих мулл, просвещенных мударрисов, таких как Мутыгулла Тухватуллин. За это мы благодарны ему.
Ф. «Ислам в творчестве Габдуллы Тукая»/ Ф.Бектемиров. К истокам евразийской культуры. Межрегион, науч. практ. конф., посвящ. Габдулле Тукаю (Уральск, 14-17 мая 1997г.). Докл. и сообщ. Ч.З. — Казань, 1998. — С.53-58. Опубликовано: Исламский портал