Часто общественность смотрит на мусульманок в платке как на социально дискредитированных, ущемленных в правах женщин. Какова роль мусульманок в «исламском возрождении»? И что значит быть мусульманкой-феминисткой?
Фейзал Абдул Рауф — имам мечети аль-Фарах, Нью-Йорк:
– Что в исламе говорится в отношении женщины? Смотря на многие мусульманские народы кажется, что их держат на коротком поводке...
Многое из того, что мы видим, это проявление несправедливости среди людей. Ислам распространился на другие территории, когда там уже были свои многовековые традиции и обычаи. Например, в Древний Египет, Персию (современный Иран), Византийскую империю (ныне Турция), Индию. Вследствие этого произошло смешение культур и то, что мы сейчас считаем исламской традицией, на самом деле пережитки местных устоев. В Западной Африке и Египте женщины играли важную роль в общественной жизни, они могли быть царицами. В других обществах был жесткий патриархат. И что мы видим сейчас в мусульманском мире, на самом деле, это местные культурные традиции, которые порой не соответствуют Корану и хадисам.
Нилуфер Гоул — профессор социологии в Богазичи (Босфор), университет в Стамбуле, Турция:
– Зачем женщины покрываются? В своей книге Вы говорите, что это своего рода защита. «Чтобы заполучить женщину, нужно найти доступ к ней».
Ношение хиджаба — это не просто покрытие головы и способ поведения, который призывает к скромности, но и частичные ограничения. Например, не смеяться слишком громко. Нужно быть не только скромной, но и осторожной. Это своего рода дресс-код, который предполагает этику отношений с противоположным полом. Кроме того, это означает цивилизованное поведение. Цивилизованное, в смысле контролируемое. Это самоконтроль в общественной жизни.
- Как мужчины должны контролировать себя?
– С помощью женщин. Именно поэтому хиджаб важнее, чем чем что-либо другое.
– Другими словами, поведение мужчины по отношению к женщинам зависит от скромности самой женщины?
– Конечно, ведь это формирует границы приличия. Что является законным по отношению к одной категории, то незаконной к другой. Отсюда и следует предосторожность. Хиджаб словно завеса от опасности. Уже сегодня можно проследить движения женщин-мусульманок, так что они не всегда пытаются действовать в угоду мужчин.
– Можно ли это назвать феминизмом?
– Да, феминистское движение среди мусульманок набирает обороты. Хотя они и не признают западное течение, но все же многое перенимают оттуда, адаптируя их опыт на местные условия.
– Может ли политизированное женское общество привести к росту напряжения между взаимоотношениями полов? Хотят ли мужчины видеть женщин в новом амплуа?
Мусульманское движение привлек к себе общественное внимание, повлияло на жизнь мусульманок. Они стали издавать женские журналы, собираться на встречи для обсуждения исламского движения. Теперь мусульманки стремятся получить высшее образование, построить карьеру, некоторые хотят пойти дальше и заняться политикой. В связи с этим наблюдается другая тенденция, когда мусульманки напоминают, сестрам, что их священный долг быть прежде всего женами и матерями. Это происходит как на международном уровне, так и в Турции.
Амина Вадуд — профессор исламских наук в Университете Содуржества в Вирджинии, США:
– Хиджаб везде интерпретируется по-разному. Где-то это символ скромности, где-то попытка самоутвердиться. С чем это связано?
– Хиджаб — это мощный символ, который используют многие исламские группировки с разными намерениями и ожиданиями. Если, с одной стороны, он означает скромность, то с другой — угнетение. По этой причине, некоторые идеалы поведения естественны, а некоторые навязаны. В этих условиях, быть целомудренной, не одно и то же, что и носить хиджаб. Сам по себе хиджаб не имеет религиозного смысла, если платок не одет во имя Ислама.
– Парадоксально, хиджаб — это и символ защиты, и символ притеснения
– Девушка никогда не станет хорошей, если она надела платок по принуждению. Общество думает, что надев хиджаб, женщина становится символом Ислама и навязывает ей определенный рамки поведения. Но ведь есть много других принципов и символов, обозначенных в Коране, которые делают девушку истинной мусульманкой, которые не должны быть привязаны только к одной вещи, а являются совокупностью всех предписаний. Можно либо принять все, либо отказаться. Мусульманкам очень тяжело жить с навязанными штампами, поэтому они пытаются самоутвердиться.
– Как бы Вы оценили эволюцию смысла хиджаба в Турции за последние 10 лет?
– В течение 30-50-х гг. исламский головной убор оставался особенностью облика турецкой женщины. С началом урбанизации, менялось мировоззрение, условия жизни, но одежда сохранялась в том же стиле. В провинциях сохранялись консервативные взгляды на жизнь. Исламские идеи разделяли общественность и светское правительство, когда мусульмане говорили: «Наше самосознание как мусульман не идет вразрез с современностью, и нет никакой необходимости становится светским человеком». Это опять послужило к началу дискуссии о роли хиджаба.
– А как Вы можете проанализировать ситуацию в Иране?
– Во время революции, женщины были склонны носить чадру в знак отличия от западного мира, поэтому хиджаб стал символом революции в борьбе против светского общества. Когда же правительство решило поддержать эту тенденцию, одновременно с этим женщины поняли, что их лишили возможности выражать свои желания публично, участвовать в реформировании общества.
Переведено с Frontline специально для ИА «Инфо-Ислам»
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus