Многие видят ущемление прав женщины в том, что доли мужчины и женщины в наследстве не равны. Однако они не знают о том, это не является общим законоположением, применимым ко всем мужчинам и женщинам в исламе. В Коране же не сказано, что Аллах повелевает при делении наследства всегда давать мужчине долю, равную доле двух женщин!
Общеизвестным положением шариата в вопросе деления наследства является то, что женщине положена половина от доли мужчины. В коранической суре «Женщины», в 11-том аяте говорится: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин» (перевод Кулиева).
В связи с этим у многих возникает вопрос – а не является ли это ущемлением прав женщины? Мусульмане гордятся тем, что Ислам возвысил положение женщины и сделал ее равноправным участником общества, но как в связи с этим понимать подобное «неравное» распределение наследства?
Многие видят ущемление прав женщины в том, что доли мужчины и женщины в наследстве не равны. Однако они не знают о том, это не является общим законоположением, применимым ко всем мужчинам и женщинам в исламе. В Коране же не сказано, что Аллах повелевает при делении наследства всегда давать мужчине долю, равную доле двух женщин!
В Коране говорится: «Повелевает вам Аллах [при распределении наследства родителей] детям передавать из расчета: мальчикам в два раза больше, чем девочкам» (перевод Ш. Аляутдинова).
Но это различие в долях не является правилом для всех случаев деления наследства.
Более того, истинной основой законоположений шариата о наследовании является отнюдь не деление наследников по половому признаку. Есть гораздо более глубокие основы мудрых божественных законоположений о наследовании.
Распределение долей между наследниками происходит на основе трех главных принципов:
Степень родства между наследником и умершим наследодателем. Чем ближе родство, тем больше доля. Чем дальше родство, тем меньше доля - безотносительно к полу – мужскому или женскому.
Возраст поколения, к которому относится наследник (поколение отцов, дедов, детей, внуков). Доля представителя младшего поколения, только вступающего в жизнь, бывает больше доли тех, кто находится на склоне лет, и освободился уже от многих забот и обязанностей, или даже более того - о нем самом уже заботятся другие. Этот принцип также не связан с делением по половому признаку, на наследников и наследниц. Так, дочь умершего наследует больше, чем его мать, хотя обе принадлежат к женскому полу… Более того, дочь наследует даже больше отца покойного! Причем это происходит, даже если девочка еще младенец и не запомнила своего отца, и даже если отец покойного был основным источником возниковения его капитала. В любом случае, дочь получает половину наследства! Также и сын покойного наследует больше, чем его отец, хотя по половому признаку они равны – оба мужчины.В данных принципах заложена вся философия наследования в Исламе, это совершенная божественная мудрость, преследующая высшие цели, но скрытая от большинства людей.
Степень материальной ответственности наследника перед членами семьи. Это единственный принцип, в котором делается разделение на мужчин и женщин. Согласно шариату, обеспечивать семью пропитанием и жильем должен мужчина. В то же время женщина не обязана тратить из своего имущества ни на кого. Очевидно, что финансовое положение женщины, чья доля в наследстве равна половине доли мужчины, будет лучше, чем у мужчины, который обязан обеспечивать свою жену и детей. Поэтому здесь нельзя говорить об ущемлении прав женщин и несправедливом уменьшении их доли.
В случае, когда наследники имеют одинаковую степень родства, и относятся к одному поколению – например, это дети умершего, мужского и женского пола – то распределение долей наследства производится в соответствии с тем, на ком больше материальных обязанностей по содержанию семьи.
Таким образом, очевидно, что Коран не проводит различие по полу между наследниками, а ограничивает его только определенной ситуацией.
Еще раз прочитаем аят: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин». Ведь в аяте не говорится, что Аллах заповедует относительно ВСЕХ наследников. Смысл деления наследников на мужчин и женщин здесь именно в том, что в обязанности мужчины содержать женщину – свою жену и детей. В то же время сестра наследника и ее дети находятся на попечении другого мужчины (ее мужа). В действительности она, наследуя половину от доли своего брата, находится в гораздо более удачном положении, ведь она свободна от обязанности содержать кого-либо, и поэтому наследство – это только ее личные средства, данные ей в качестве поддержки и на случай непредвиденных обстоятельств.
К сожалению, многие не знают об этом смысле, заложенном Всевышним в эти законоположения, и выдвигают обвинения в том, что ислам умаляет достоинство женщины и попирает ее права. Но если мы изучим различные схемы с наследованием, то обнаружим, что:
Только в четырех случаях доля женщины составляет половину от доли мужчины.
Намного больше ситуаций, когда женщина наследует ровно столько же, сколько и мужчина.
Существует более десяти комбинаций, когда женщина наследует больше мужчины.
Также есть ситуации, когда женщина получает право на долю в наследстве, в то время как мужчина в аналогичной ситуации не получает ничего.
Таким образом, существует 30 комбинаций, в которых женщина либо берет столько же, сколько мужчина, либо больше него, либо женщина получает долю, а мужчине не полагается ничего. А на другой стороне весов – лишь четыре случая, когда женщин получает наполовину меньше доли мужчины!
Поэтому обвинение в том, что доля женщины в наследстве составляет лишь половину от доли мужчины - не состоятельно.
Защитники идеи равноправия женщин усматривают в исламском шариате и другие случаи дискриминации. Сегодня мы рассказали об одном из них, но обязательно продолжим тему в следующих статьях!
Гульнара Мухамедова, журнал "Мусульманка"
По материалам изданий:
«Хакаик аль-ислям фи муваджаха шубухат аль-мушаккикин» (Истины ислама против обвинений сомневающихся)
Сборник статей. Каир: изд. Министерства вакуфов, 2003 г
«Мирас аль-маръа фи кадыят аль-мусава» (Наследство женщины и проблема равноправия»)
Д-р Салахуддин Султан. Каир: изд. Дар ан-Нахда, 1999 г.
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus