Внешне строение мечети выглядит как традиционная китайская конструкция, напоминающая императорский дворец. В действительности же это здание является домом Аллаха. Мечеть Нюцзе – самая большая и самая старая мечеть Пекина. Была заложена в 996 году во времена династии Ляо
Мечеть находится в самом исламском районе Пекина – в районе Нюцзе, или «Улице Коров». По мнению некоторых историков, такое название мечеть получила из-за того, что большая часть жителей района занимались и продолжают заниматься до сих пор животноводством и забоем коров. По другой версии название мечети было «Люцзе», что означает «Улица Гранат», из-за большого количества гранатовых деревьев в этом районе. Однако после того как в районе распространилось животноводство, букву «Л» заменили буквой «Н».
Пятничный намаз в мечети Нюцзе
Согласно китайским историческим документам арабский шейх по имени Насируддин построил эту мечеть, получив прежде официальное разрешение от императора. Здание мечети не раз расширялось во времена династий Мин и Цин (1368-1911 гг.). Самая крупная реставрация и значительное расширение мечети произошли в 1474 году благодаря господину Шамсуддину аль-Аджалл. Шамсуддин был арабским деятелем, пользовался благосклонностью императора Цинхуа, работал у него советником, а также участвовал в проектировании Запретного города, вдохновляясь при этом некоторыми сооружениями Багдада. После окончания реставрации и расширения Шамсуддин попросил у императора разрешить ему дать название мечети, после чего назвал ее «Либаиси» - «Молельный дом». С тех пор мечеть на протяжении своей долгой истории пользовалась вниманием императоров.
Общий вид мечети
С момента своего строительства мечеть стала уникальным архитектурным образцом для остальных мечетей Китая. Она сочетает в себе классический архитектурный стиль китайских дворцов и исламскую культуру. Главные ворота являются тому доказательством. В строении ворот можно увидеть три карниза с опорой на четыре столба. Сверху карнизов находится обсерватория для наблюдения за рождением нового месяца. Сама обсерватория – шестиугольной формы, в ее центре расположен короткий минарет, выполненный в китайском стиле «пагоды». На карнизе обсерватории весит табличка с названием мечети на китайском языке, ниже весит другая табличка с надписью: «Небо просторное, путь широкий» также на китайском языке. Обычно в мечеть входят через боковые ворота, а главные ворота открываются только по праздникам и во время крупных торжеств.
Главные ворота мечети открываются только по праздникам и во время крупных мероприятий
Мечеть представляет собой комплекс гармонично расположенных друг с другом преимущественно деревянных зданий. Она занимает территорию площадью около 6 тыс. кв.м. В центре этого комплекса располагается молитвенный зал, состоящий из трех залов: внешнего, центрального и внутреннего. Он занимает 600 кв.м. и вмещает более 1000 молящихся. Конструкция молитвенного зала опирается на двадцать колонн, которые соединены двадцатью одной аркой украшенной кораническими аятами и позолоченными рисунками цветов на ярко-красном деревянном фоне.
Китайские мусульмане слушают пятничную проповедь в мечети Нюцзе
Михраб мечети, расположенный возле западной стены, является настоящим шедевром. Над ним располагается изогнутая шестиконечная крыша, на которой высечены коранические аяты. В верхней части самого михраба свисает карниз в виде капель воды. На северной и южной стенах расположены окна, расписанные арабской каллиграфией, и деревянные панели, на которых высечены надписи с аятами из Священного Корана. Над центром молитвенного зала возвышается арочный купол, расписанный рисунками в виде сплетающихся цветов и надписями на арабском языке.Вместе они формируют уникальное произведение искусств. Купол образован из шести арок, соединяющихся друг с другом в середине, откуда свисает стеклянная люстра.
Молитвенный зал в мечети соединил в себе китайское искусство и исламскую культуру
В юго-восточном углу мечети находятся усыпальницы двух великих шейхов: шейха Ахмада аль-Буртани аль-Казвини (ум. в 1280 г.) и шейха Али ибн Имадуддина аль-Бухари (ум. в 1283 г.). Они оба были мусульманскими учеными, родом из Средней Азии. Прибыли в Китай с целью распространять ислам. Рядом с их могилами стоят два надгробных камня, на которых четким шрифтом высечены надписи на арабском языке. До сих пор десятки мусульман ежедневно навещают их могилы, дабы помолиться за них и прочитать суру «Аль-Фатиха» за их души.
Могилы двух шейхов
К числу исторических документов, которые хранятся в мечети, относится указ, изданный императором Канси в 1694 году. Рассказывается, что некоторые ненавистники мусульман оклеветали их при императоре, заявив, что мусульмане якобы готовят поднять бунт против императора. Мудрый Канси решил лично удостовериться в этом. Он переоделся и влился в ряды мусульман, однако обнаружил, что мусульмане во время своих собраний занимаются лишь поклонением, повелевают друг другу совершать одобряемое и остерегают от совершения запретного. После этого император приказал наказать доносчиков, и издал императорский указ, в котором мусульманам разрешалось исповедовать свою религию на всей территории Империи. Также в указе содержалось предупреждение о последствиях преследования мусульман и доносительства на них без доказательств.
Мечеть в Китае является не только местом поклонения, она также является центром решения многих дел и бытовых проблем, таких как брак, смерть, образование, проповедь, проведение торжеств и урегулирование разногласий.
Большая часть жителей района (численность населения в нем около 20 тыс. человек) в котором расположена мечеть относится к народности хой. Эта народность является крупнейшей по численности и распространенности на территории Китая из десяти этнических мусульманских меньшинств в стране. Народность хой отличается от других мусульманских меньшинств тем, что не имеет конкретного этнического происхождения и общего языка, которые есть, например, у уйгуров, таджиков или узбеков. Эта народность представляет собой помесь арабов, персов и народов Средней Азии из числа торговцев шелком и специй, а также воинов, которые пришли на эти земли с армией монгольского лидера Чингисхана и вступили в брак с местными жителями, объединяемые знаменем ислама.
Хоть и трудно отличить хойцев от других народностей Китая, хойцы все равно стараются выделяться, например, своими белыми тюбетейками или окнами домов, которые они красят в синие и зеленые цвета, или арабскими надписями, которые они делают на своих торговых лавках и кафе, тогда как у китайцев преобладает красный цвет.
Несмотря на то, что история Китая изобилует конфликтами между народностями, исчезновением некоторых народностей, ассимиляцией одних с другим, и несмотря на волны социальной дезинтеграции, которые происходят во многих обществах мира, в том числе китайском, хойцы смогли не только сохранить свою идентичность и сплоченность, но, более того, они сыграли важную роль в истории и цивилизации Китая.
Религия всегда была прибежищем верующих в ответ на кампании преследований и репрессий, будь то во времена некоторых императоров или в наше время. В 60-70 гг. XX-го столетия подул сильный ветер культурной революции, сметая на своем пути всевозможные религиозные центры различных конфессий, в том числе мечети. Мечеть Нюцзе была закрыта, подвергнута актам вандализма и поджога. Однако вскоре, после десяти лет «неурожайной» культурной революции, мечеть реконструировали. Было возрождено ее былое великолепие и символичность, дабы наполняли ее верующие в Аллаха и в Последний День люди из народности хой, которые вот уже на протяжении более тысячи лет подобны прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви устремлены ввысь.
Источник: aljazeera.net, переведено специально для Инфо-Ислама, Роман Зиякаев
Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...
У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...
Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info".
При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+