Центральная мечеть Пномпеня является частью современной истории Камбоджи. И дело касается не только мусульманского меньшинства , но затрагивает этапы политического, экономического и социального развития этой страны. В связи с этим, архитектура мечети, несмотря на ее важность или дороговизну реставрации, которая оценивается в 3 млн. долларов, не будет предметом нашей статьи
История мечети начинается с момента официального визита бывшего президента Мавритании Моктара уль Дадда в Камбоджу в начале 60-ых гг. прошлого столетия. Президент уль Дадда попросил у короля Камбоджи Нородома Сианук разрешения совершать молитву в его дворце, однако большое количество буддийских статуй во дворце вызвало серьезные неудобства для президента, и он потребовал сменить место. Тем не менее, он все равно вынужден был совершать молитву, несмотря на наличие статуй повсюду.
Источник фотографии: Википедия
Наличие огромного количества истуканов в Камбодже подвигло президента Мавритании Моктара уль Дадда построить мечеть. Источник фотографии: forum.awd.ru
На одном из заседаний президент Мавритании улучил возможность поговорить с королем Сианук о необходимости возведения мечети в столице страны. Когда оба правителя возвращались из поездки в Китай, король Камбоджи ошарашил своего мавританского гостя сообщением о местонахождении будущей мечети. На что мавританский президент ответил тем, что берет на себя все обязательства по строительству храма.
Несмотря на скромные возможности Мавритании в 60-ых гг., но беря в расчет острую нужду мусульманского меньшинства Камбоджи в мечети, храм в Пномпене был возведен. Мечеть расположилась в болотистой местности на берегу озера Боенг Как в пригороде столицы.
Однажды, когда мечеть Аль-Серкал посетил бизнесмен Насир ибн Абдуллатиф из ОАЭ, он предложил расширить площадь мечети. Это событие случилось до прихода к власти в стране «красных кхмеров».
Старое здание мечети Аль-Серкал до реконструкции. Фото aljazeera.net
Влияние «красных кхмеров» росло с середины 60-ых гг. прошлого столетия, и вместе с этим мусульмане все больше подвергались преследованиям. Пик гонений пришелся на 1975 год, когда «красные кхмеры» пришли к власти в результате победы в гражданской войне. Страна взяла курс на построение «аграрного социализма», в итоге обернувшегося геноцидом собственного народа. Людей принудили к работам на полях и заводах под предлогом осуществления принципов коммунизма, к которым призывал тогдашний глава Пол Пот.
Сотни тысяч камбоджийцев погибли в результате жестокого обращения, физического уничтожения и геноцида. По разным оценкам в этой «грязной войне», как тогда называли эти события, погибло около 500 тыс. мусульман из 700 тыс. проживавших мусульман на территории Камбоджи в тот период. Всего за четыре года «красные кхмеры», по разным данным, уничтожили от двух до трех миллионов человек, то есть от четверти до трети населения страны.
Карта, созданная из черепов жертв геноцида. Фото vesti.ru
Подобно тому, как страдали мусульмане и остальные жители страны, страдала и мечеть. Сначала мечеть опустела и была заброшена, затем «красные кхмеры» превратили ее в свиноферму. С этого момента речь уже не шла о мечети и ее возрождении, истребление грозило всей мусульманской общине Камбоджи. Для пущего унижения мусульман принудили заниматься свиноводством внутри мечети, и отказаться от ислама, дабы сохранить свою жизнь.
В 1979 году вьетнамские войска заняли Пномпень, тем самым избавив Камбоджу от военного коммунизма по-кхмерски. Приспешники диктатора Пол Пота бежали в леса. Новая власть переделала территорию мечети из свинофермы в военный лагерь, забыв или умышленно предав забвению историю этого места. Но и мусульмане на тот момент, когда обстановка была еще напряженной, не могли заявлять о своих правах на мечеть.
Возможно, мусульманам повезло в том, что один человек из тех, кто подвергся гнету «красных кхмеров», стал главой тогдашнего правительства. Этим человеком был Хун Сен, находящийся до сих пор у власти. Мусульманские командиры камбоджийцы рассказывают историю о том, как одна мусульманская семья спасла жизнь Хун Сену, который в свое время бежал из тюремного лагеря «красных кхмеров». Сен был сильно ранен, потерял глаз. На границе с Вьетнамом он попал в дом к мусульманской семье, члены которой ухаживали за ним, пока тот не вылечился. Он покинул их после того как пал кхмерский режим. Через некоторое время Сен вернулся в эту деревню и в знак своей благодарности построил там мечеть.
Памятник экс-главе Камбоджи Нородому Сиануку в центре Пномпеня. Фото aljazeera.net
Далее Хун Сен укреплял свои отношения с мусульманами страны не только, памятуя о своем спасении, но и с целью привлечь их голоса как выборщиков. Мусульмане не раз вносили свой вклад в успех Сена на выборах.
Министр без портфеля Усман Хасан рассказывает об упорной борьбе, которая велась с целью вернуть мусульманам мечеть Аль-Серкал. В середине 90-ых гг. он потребовал у премьер-министра страны освободить мечеть от военного лагеря и вернуть здание верующим. Однако подтвердить права мусульман на собственность было невозможным из-за утери документов. Тем не менее, в этом вопросе за подтверждением решили обратиться к свидетельствам очевидцев и следам, указывающим на то, что данное место изначально являлось мечетью, а не фермой или лагерем.
Мусульманские активисты смогли воспользоваться судебным решением о праве верующих на владение мечетью, а власти распорядились выполнить данное решение. После этого начался поиск финансов для строительства мечети. Бизнесмен по имени Иса ибн Насир Аль-Серкал выступил с просьбой построить мечеть за свой личный счет, тем самым желая исполнить завещание своего покойного отца, который был тем бизнесменом из ОАЭ, расширившим площадь мечети в свое время. Власти приняли данное предложение, предоставив при этом все необходимые льготы.
День открытия мечети Аль-Серкал в марте 2015 г. Фото aljazeera.net
В марте месяце 2015 года Камбоджа торжественно отпраздновала открытие своей национальной мечети. В присутствии граждан страны и гостей из арабских и других стран красную ленточку в честь открытия перерезал премьер-министр Хун Сен. Глава правительства напомнил о больших жертвах среди мусульманского населения страны в период правления «красных кхмеров», и об исторической роли верующих в созидательном процессе после эпохи коммунистов и гражданской войны.
Открытие мечети является важным национальным и историческим событием для мусульман Камбоджи. Фото aljazeera.net
Камбоджийские газеты позитивно прокомментировали открытие мечети в Пномпене, отметив, что данное событие является примирением с самим собой, возвращением прав их обладателям, и все это в рамках национального примирения к которому все стремятся.
Мусульмане Камбоджи посчитали открытие самой большой мечети в стране историческим событием, указывающим на желание властей добиться справедливости.
И в конце, не лишним будет отметить, что в 2008 году правительство Камбоджи приняло решение, позволяющее всем мусульманским студентам и правительственным служащим носить исламское одеяние в классах и на рабочих местах.
Роман Зиякаев по материалам aljazeera.net