Я хочу увидеть дом Руми, зал для сама и гробницу, испытать его Божественный восторг и услышать мелодику его поэзии. Морис Бар
Турция — самое популярное курортное направление среди российских туристов. Отдыхать на турецком побережье Средиземноморья модно и престижно. Отель, море, пляж, солнце. «Говорят, там «все включено», но на самом деле, «все исключено», за скобками этих отелей остается весь мир», — пишет современный российский автор. Действительно, пляжный отдых не дает возможности увидеть настоящую Турцию. Ведь Турция — преемник великой Османской империи, страна с богатым культурным и историческим наследием. В каждом городе этой страны есть на что посмотреть, соприкоснуться с богатыми культурными традициями турецкого народа. Один из таких городов — Конья.
Конья расположена на юге центральной Турции, не очень далеко от популярных среди российских туристов курортов Антальи. Конья — один из самых древних городов на территории Турции. Здесь были поселения еще до древнегреческого периода, а во времена Римской и Византийской империй город играл важную политическую и культурную роль. В XII-XIV веках был столицей огромной империи турков-сельджуков, которая включала в себя Иран и Ирак. В то время город был центром турецкой и персидской культуры, и именно к этому периоду относится большинство сохранившихся исторических достопримечательностей.
Но сегодня Конья в первую очередь известна благодаря своей тесной связи с именем Мевляны Джалалетдина Руми. Именно в этом городе жил, творил и был похоронен этот величайший мусульманский поэт и философ. Поэтому в городе все связано с именем Мевляны: в названиях многих предприятий, ресторанов, отелей присутствует его имя. Мевляна стал брендом, который притягивает в Конью туристов. Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч туристов и паломников. Наверное, Руми — единственный исламский поэт, чье творчество близко не только мусульманам, но и представителям других конфессий.
«Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь — не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть».
Эти строки Руми написал более семи веков назад, однако вдохновленные его идеями представители самых разных наций и вероисповеданий продолжают приезжать в Конью.
Поэтому в музейном комплексе Мевляны, в котором находится могила самого поэта, всегда людно. Турки приходят для того, чтобы прочитать молитву в священном месте, а иностранцы — чтобы прикоснуться к наследию мыслителя, еще раз проникнуться его заветами, призывающими к духовному сближению и диалогу. Удивительно, что сегодня, когда на Западе интенсивно развивается исламофобия, многие европейцы и американцы продолжают восторгаться стихами поэта и цитировать его. Поклонники мыслителя, мусульмане и немусульмане, тянутся сюда со всего мира. Мевляна до сих пор живет в наших сердцах.
Неудивительно, что главная достопримечательность города — музей-мавзолей Мевляны, в котором находится усыпальница поэта. Строительство гробницы было начато через несколько месяцев после смерти Руми, усыпальница до сих поражает посетителей своей архитектурой и великолепием. Прежде всего внимание гостей привлекает один из куполов зеленого цвета, очень необычный для мечетей. Принадлежность некоторых турецких султанов к суфийскому братству «мевлеви» послужило причиной того, что мавзолей все время содержался в порядке. В начале XX века Ататюрк перевел мавзолей в разряд музеев. В настоящее время музей является вторым по прибыльности после султанского дворца «Топкапы» в Стамбуле.
Музей-мавзолей Мевляны
В Конье находится также гробница Шамсэддина Тебризи, который оказал большое влияние на Руми, практически изменил его жизнь, превратил его в пылкого влюбленного в Бога. Ахмад Сипахсалар, который написал биографию Руми, отмечал, что Шамс был человеком, который обрел блаженство близости к Господу, будучи еще живым: султан святых, высший из стремившихся к познанию, наследник пророков. Сын Руми Султан Велед писал: «Шамс из Тебриза и мой отец были среди высших из возлюбленных слуг Господа. Они были единым целым, одним светом праведности» (Ш. Джан). По одной из версий, Шамс бесследно исчез после пребывания в Конье, а по другой версии, был убит завистниками, которые не смогли стерпеть близости этого праведного человека к Мевляне. Поэтому мы не знаем, на самом ли деле Шамс похоронен в Конье, но мечеть, которая носит его имя и в которой находится его гробница, пользуется большой популярностью среди туристов.
Другая достопримечательность Коньи — мечеть Алаэддина, которая расположена на одноименном холме. Мечеть считается самой вместительной в городе. Храм был построен еще в XIII веке сельджукским султаном Алаэддином Кейкубадом. На территории мечети находится гробницы Алаэддина и еще семи сельджукских султанов. Алаэддин был не только великим правителем и султаном, но и очень праведным человеком, осознавшим бренность этого преходящего мира. Именно Алаэддин пригласил в Конью отца Мевляны Бахауддина Веледа, величайшего мусульманского ученого, которого называли Султаном ученых. Рассказывают, что Алаэддин лично вышел встречать праведного Бахауддина, слез со своей лошади и пошел в город пешком, ведя лошадь Султана ученых на поводу. Через несколько дней султан организовал пышную церемонию, на которой обратился к Бахауддину Веледу с просьбой принять престол. Султан этого мира хотел стать слугой духовного мира. Однако Султан ученых отказался от трона, сказав, что давно отрекся от богатств земного мира.
Мечеть Алаэддина
Одна моя знакомая, которая 2 года отучилась в Конье, перед моей поездкой рассказала, что в Конье мало достопримечательностей и смотреть особо не на что. Да, в Конье нет стольких исторических достопримечательностей, как в Стамбуле, здесь спокойный и размеренный темп жизни. Но Конья интересна не достопримечательностями, она притягивают людей другим — своей духовностью. Рассказы об этих славных праведниках дают нам возможность окунуться в мир духовности и святости.
Татарская диаспора в Конье
В Конье проживают представители татарской диаспоры. Мы встречались с одним из активистов местного татарского национального движения Наджи Иделем, были у него в гостях на ифтаре. Наджи абый стал нашим гидом в Конье: он провел замечательную экскурсию по городу, рассказал об истории достопримечательностей, поведал о жизни местной татарской диаспоры.
Наджи абый больше 60 лет, он выходец из татарской деревни Богруделик, которая располагается недалеко от Коньи. Эта деревня была основана сибирскими татарами, которые переехали сюда из Омской губернии в 1905-1910 годах. Инициатором переезда был татарский общественный деятель, один из основателей первой мусульманской партии «Иттифак аль-муслимин» Абдурашит Ибрагим. Он договорился с османским султаном о том, чтобы перевезти деревню из России в Турцию, и сам тоже некоторое время проживал в этой деревне.
Местные татары до сих пор хранят память об этом выдающемся татарском общественном деятеле и мыслителе, называют его «бабай». К сожалению, большинству нашей татарской молодежи имя Абдурашида Ибрагима ничего не говорит, хотя в Турции занимаются изучением его наследия: Министерством по делам религий Турции издана его биография, также можно найти издания самого писателя на турецком языке. А автор турецкого гимна Мехмет Акиф Эрсой посвятил ему одно из своих стихотворений.
Наджи Идел
Мне не удалось побывать в самой деревне Богруделик, узнал о ней только по рассказам Наджи Иделя и его родственника Эрджуманта Йылдырыма. Наджи абый увлекается фотографией — он сделал замечательное панорамное фото своей деревни. Наджи Идель и Эрджумант Йылдырым чтят наши культурные традиции, разговаривают на татарском языке. В доме Наджи абый готовят татарские национальные блюда, а Эрджумант абый исполняет татарские мелодии на музыкальных инструментах. Эрджумант абый женат на сибирской татарке, познакомился с ней в Омске, приехав туда в начале 90-х после падения «железного занавеса». Его сын принял участие во Всемирном форуме татарской молодежи, который прошел в конце августа этого года в Казани.
От встречи с татарами в Конье остались только самые положительные и трогательные впечатления, как впрочем, и от всего города. При встрече с соотечественниками за рубежом возникает чувство, что здесь находится маленький кусочек родины, родины больше духовной, нежели географической, которую мы не умеем по-настоящему ценить и любить. Только видя, как люди в течение более ста лет с трепетом относятся к сохранению своей культуры, традиций, религии, языка, действительно начинаешь осознавать суть многих вещей. Но все равно татары в Турции отуречиваются, как мы обрусели здесь, в России. Видимо, процесс этот неизбежен. Хотя, все в наших руках.
Искандер НАБИУЛЛИН