Хотя Коран настаивает на равенстве всех мусульман, кастовая система остается определяющей чертой индийского мусульманского общества. Конечно, проблемы каст среди мусульман Индии стоят не так остро, как у индусов, но они до сих пор играют важную роль в исламском обществе.
У мусульман практически нет касты неприкасаемых и связанные с ними понятия кастового превосходства и неполноценности людей.
Каста среди индийских мусульман
В большинстве своем мусульмане Индии – это потомки индусов, которые по тем или иным соображениям перешли в другую веру. Обращение в Ислам в средние века было редкостью. Обычно местные группы каст постепенно подверглись процессу исламизации, в ходе которого элементы исламской веры постепенно включаются в местную космологию и ритуальную практику, вытесняя или даже заменяя индуизм. Это был коллективный социальный процесс. Однако люди сохраняли замкнутость своих эндогамных кругов. Таким образом, даже после обращения в ислам браки заключались с представителями мусульман из тех каст, к которым они принадлежали раньше, поскольку массовое обращение в ислам оставалось редкостью. Таким образом, продолжалось воздействие верований и обычаев индуизма на новообращенных мусульман, которые оставались в индуистской культурной среде и сохраняли связанные с ней многие верования и практики. Это и объясняет сохранение кастовой практики и индусских обычаев среди широких слоев индийского мусульманского общества.
Легитимизация касты индийскими учеными
По Корану и Сунне, мусульманин должен жениться на мусульманке, также есть определенное разрешение жениться на людях Писания. При выборе брачного партнера Коран предлагает критерии благочестия (таква ) и веры (иман). Рамки не связаны с происхождением или имущественным положением, главное близость человека к Богу. Как видно из записей Пророка и его сподвижников, этот принцип практически всегда выполнялся. Например, с согласия Пророка освобожденный раб мог жениться на свободной женщине. Однако, со временем, когда Ислам распространился за пределы границ Аравийского полуострова, в мусульманском сообществе возникает социальная иерархия. Это последствие политики Омейядов, когда в состав халифата входили неарабы. Так, на мусульманское общество оказывали влияние другие культуры, в частности, греческая и персидская. А в этих культурах социальное неравенство имело глубокие корни. Это оказало опреденное влияние на появление новых школ исламского права. В результате представления о социальной иерархии, постепенно, были включены в свод писаний исламского права, или фикха. Некоторые из них прямо противоречили исламскому понятию.
Большинство индийских ханафитов под кастами подразумевали группы, где профессия наследовалась. Таким образом, обеспечивалась легитимность понятия «касты». В индийском контексте, наблюдается значительный отход от Корана при установлении норм для принятия решения о законности мусульманского брака. Ограничивая брак в рамках своей профессиональной и этнической группы, каста стала рассматриваться как необходимое условие для заключения брака. Таким образом, в Индии была обеспечена легитимность существования касты среди мусульман.
Йоджиндер Сингх Сиканд
Переведено с The Statless Page специально для ИА «Инфо-Ислам»
Loading...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите
Ctrl + Enter.
Используется система Orphus