Данная заметка посвящена впечатлением автора о состоянии мусульманской жизни в Санкт-Петербурге.
Город на Неве, Северная столица, град Петра, Северная Пальмира, Питер… Как только не называют Санкт-Петербург, этот, возможно, самый европейский город России, который изначально задумывался как столица большой империи, империи, которая включила в себя множество народов, говорящих на разных языках и исповедующих разные религии. С того момента, как Петербург перестал быть имперским центром скоро пройдет 100 лет, однако отпечаток колониального сознания еще жив…
Исторически Петербург имел большое значение для мусульман России. В 1854 году сюда из Казанского университета переезжает Восточный разряд и город на Неве становится центром российского востоковедения. Здесь в 1905 году начинает издаваться первая газета на татарском языке «Нур».
Вообще исторически татары-мусульмане жили в Петербурге с момента основания города, в основном они занимались розничной торговлей. На Петроградской стороне северной столицы даже был район компактного проживания татар, сейчас об этом напоминает располагающийся здесь Татарский переулок и памятник Габдулле Тукаю.
На данный момент татарское население в Петербурге и области составляет порядка 40-50 тысяч человек, всего мусульман в городе по разным данным от 150 до 200 тысяч. Цифры прямо скажем не маленькие. Хотя, конечно, в контексте 5-миллионого мегаполиса такое количество не кажется внушительным и тем не менее…
Одним из моих самых больших удивлений, которые я испытал, переехав в Петербург, стало ощущение того, что в этом городе мусульман просто нет. Например, почти за 3 года проживания в городе на Неве я всего пару раз встретил мусульманок в платке. Исключение составляют те случаи, когда я встречал их в петербургской мечети. Однако любопытная вещь: многие из них выйдя за пределы мечети, свои платки снимали. В чем причина такого положения? На мой взгляд, причина в страхе. В страхе того, что не поймут, что оскорбят, что навредят. Не секрет, что Петербург является одной из столиц скинхед-движения в России.
В таком огромном мегаполисе есть только одна мечеть. Как такое возможно? Во время пятничного намаза эта мечеть элементарного не может вместить всех желающих. Автору данных строк не раз приходилась читать намаз на улице вместе с теми многими, кто не попал в здание мечети. Если честно, всегда складывалось ощущение, что выполняющих свою религиозную обязанность на улице оказывалось значительно больше, чем тех, которые попали в здание мечети (всего она, кстати, вмещает порядка 7 тысяч человек). Этим летом обещают открыть вторую мечеть, но и этого, откровенно говоря, совсем не достаточно.
Вообще с развитием мусульманской инфраструктуры в Питере большая беда. На весь город нет ни одного халяльного кафе! Помниться, как после жомга намазы я зашел в одно кафе узбекской кухни, которое располагается совсем рядом с петербургской мечетью. На мой вопрос является ли пища, подаваемая в кафе халяльной, девушка восточной внешности даже не поняла моего вопроса. Сложилось впечатление, что она даже не понимает, о чем я ее спросил!
В чем причина такого положения вещей? Многие склоны видеть причину плачевного положения мусульманской уммы в политике городских властей. На самом деле, может возникнуть ощущение, что городские власти не очень благосклонно настроены к мусульманам города. Причиной для таких суждений может служить тот факт, что мусульмане Петербурга долго добивались разрешения для строительства второй мечети. В этом контексте можно еще вспомнить попытку обвинить группу мусульман в покушении на губернатора Петербурга Валентину Матвиенко. Однако в этом ли причина?
Петербург, безусловно, является интеллектуальной столицей России, здесь есть особая атмосфера, аура, среда, которая стимулирует к свободомыслию. Смелые, оригинальные идеи поощряются, интеллектуальная смелость приветствуется. Твори, пиши, выдумывай -все в твоих руках! Эстетическая культура находится на самом высоком уровне. Двери для самовыражения открыты. Но, где это самовыражение? Такое ощущение, что многие мусульманские интеллектуалы покидают город и уезжают в Москву, такие, например, как Ренат Беккин.
На мой взгляд, в данной ситуации мусульманам Петербурга стоит искать причины в себе. За время, проведенное в Петербурге у меня сложилось ощущение, что умма города разобщена. Там не ощущается единства. Например, во время намаза приезжие из Средней Азии обособляются от своих кавказских братьев, татары же в этой ситуации оказываются между ними стараясь создавать видимость единства.
В ситуации, когда интерес к исламу возрастает, желающих исповедовать религию Пророка становится все больше (и, кстати, не только среди традиционных мусульман, но и среди русских), странна позиция местного мусульманского духовенства во главе со своим лидером. Например, если у вас возникнет желание попасть в петербургскую мечеть не во время пятничного намаза, вы вполне вероятно столкнетесь с трудностями, поскольку она будет просто закрыта. Порой складывается впечатление, что местное духовенство делает все для того, чтобы мусульманская активность в городе была сведена к минимуму.
Во всем мире мечети становятся точками роста мусульманской активности: при них открываются многочисленные курсы, организуется какая-та общественная жизнь, мечети становятся местом развития мусульманской инфраструктуры: функционируют магазины, продающие мусульманскую атрибутику, одежду, мусульманские кафе с халяльной продукцией. В Петербурге всего этого просто нет! Складывается ощущение, что мечети в Северной столице вообще не существует. Интересное наблюдение – мне практически никогда не приходилось наблюдать изображение этого очень красивого примера восточной архитектуры среди символов города на Неве. Такое ощущение, что Ислам в Петербурге как бы есть, но его как бы и нет.
Несколько лет назад в Питере вышла коллективная работа сотрудников Петербургского университета, в которой даются результаты социологический опросов жителей Северной столицы. Среди многочисленных вопросов, на которые предлагалось ответить жителям Петербурга, был и вопрос об отношении петербуржцев к различным национальностям. Так вот по результатам этого опроса самые последние места занимали татары, чеченцы и цыгане…
Вопрос: и кто в этом виноват?
Как мы видим вопросов мусульманская жизнь Петербурга вызывает больше, чем ответов…
Данис Гараев