Казань – не Москва. Я брожу по переулкам этого города и вдруг отчетливо понимаю: такое количество мусульманок на улицах возможно только там, где платок и юбка – естественный женский дресс-код. Не оглядываются вслед, не косятся, не задирают локтями. Несколько лет назад, помню, на хиджаб здесь смотрели напряженно, а сегодня – с каким-то привычным равнодушным одобрением. Даже странно, времени прошло всего ничего, а вот же – привыкли.
В отличие от москвичек, питающих слабость к спортивному стилю, оригинальным моделям и вообще полному авангарду, казанские последовательницы Ислама одеваются подчеркнуто традиционно. Я сразу замечаю это: длинная юбка, классический крой, красивый платок, палантин или шарф, «уложенный» на голове по-своему, по-казански. Эти женственные наряды выглядят слишком хрупкими на фоне кричащих лаковых сапог напористо-модных горожанок.
Меня же, в серой кепке поверх черного палантина и сером брючном деловом костюме, в магазинах «вычисляли» практически сразу: не местная. Подобрать себе здесь одежду я и не надеялась: хиджабы, завезенные из арабских стран, бывало, настораживали. Поэтому и отправилась в мини-вояж по местным ателье, где наверняка обнаружится что-нибудь сверх оригинальное, колоритное и совершенно нетипичное.
С татарским размахом
Ателье «Луиза» хорошо известно своими шедеврами ручной работы. Но предвкушать восторг мне не довелось – время ушло на поиски мастерской: никаких вывесок и указателей у «Луизы» не было, а местные жители только плечами пожимали.
Наконец, я оказалась в Казанском техникуме легкой промышленности. Приветливая вахтерша охотно объяснила, что надо спуститься в подвалы и пройти мрачными коридорами «направо, налево, направо, налево». Там-то, за угрюмой железной дверью, «ковались» те самые эксклюзивные модели, образцы которых я уже видела в Интернете.
Над платьями склонилось несколько молодых девушек. Столы уставлены машинками и усеяны тканями, лоскутками, разнообразной тесьмой, на нескольких манекенах – готовые и еще не готовые наряды. Любопытных явно здесь не ждут, не до разговоров: работой завалена вся комната. Раз пришли не заказывать, а «подумать», - отправляйтесь к хозяйкам, беседовать.
Профессиональные модельеры Зинфира и Луиза Мусаитовы, организовавшие ателье около семи лет назад, уже прославились и в Казани, и за ее пределами. Они первые захотели помочь мусульманкам научиться сочетать Шариат с современностью. Ведь арабская абая или джельбаб в Татарстане не очень-то популярны, зато полным ходом идет возрождение национальных традиций.
Сегодня татарские мотивы в одежде – это уже почти «писк моды», да и на мусульманские платья, по словам Зинфиры, спрос заметно вырос.
- Обращаются не только татарки, часто и новообратившиеся мусульманки разных национальностей, в основном русские, - говорит она. Свадебные платья, например, предпочитают не пышные, даже по почте готовы заказывать: присылают нужные мерки, а обратно получают костюмчик для никяха «в конверте». В среднем, обойдется он в двенадцать тысяч рублей.
Чувствуется, что «Луизе» особенно приятно заниматься татарскими народными костюмами. Здесь одевают участников эстрадных и фольклорных ансамблей, расшивают восточные халаты и татарские чапаны – что-то вроде кафтанов. Здесь рождаются узорные тюбетейки всех фасонов и расцветок, чалмы, женские калфаки, которых, пожалуй, в других городах и не сыщешь. Феску – усеченный колпак, похожий на очень маленькую тюбетейку, которую поверх платка можно надеть и к деловому костюму, и к праздничному, - вам сошьют за пятьсот рублей, хотите - с кисточкой, хотите - без.
Есть тапочки с татарским узором и даже ичиги - такие татарские сапоги и сапожки. Похожие, кстати, в Москве носят продвинутые модники - на волне интереса к этнике, воспетой европейскими подиумами. Наконец, есть чехлы для мобильных телефонов, украшенные татарской вышивкой, - прекрасный сувенир, напоминающий о Казани. Удержаться от заказов трудно, но я все-таки устояла. И уже на полусогнутых отправилась в «Эбиволь».
Салон рукотворной красоты
Вообще говоря, «Эбиволь» - это не совсем ателье. Большой зал, в который попадаешь сразу на входе, похож на художественную выставку. Оказалось – галерея. Сама фирма, выросшая за десять с лишним лет из небольшой мастерской, теперь подразумевает салон-магазин, швейную фабрику и эту самую галерею, где свои работы выставляют именитые художники и молодые мастера. Причем денег за просмотр не берут.
Необычное название фирмы символизирует слияние испанской реки Эбра и российской Волги, своеобразное сотрудничество двух стран, итог которого – эксклюзивные модели. Платья из бархата, гипюра, парчи составляют целые коллекции для модных показов, а на полках за большими стеклами, на стенах и стендах можно увидеть батик, вышивку, керамику, картины, цветочные композиции и разные поделки.
Справа от входа - одежда в два ряда. Оригинальная куртка ручной работы в этническом стиле стоит шесть тысяч рублей. На манекенах – традиционные татарские женские наряды: расшитые нагрудники-кукрэкчэ, безрукавные камзолы и, конечно, калфаки с покрывалами. Все вполне в шариатском духе – закрытое, длинное, непрозрачное. Один костюм, с богатой отделкой тесьмой и кружевами, – за восемь тысяч, другой – за двенадцать. Стою напротив и лихорадочно размышляю: куда бы я смогла их надеть?
Другое дело – веселые узорчатые варежки с геометрическим орнаментом. И особенно - шапка-треуголка за две с половиной тысячи рублей, усыпанная золотошвейной гладью и отороченная натуральным мехом. Она привезена из Самарканда, аналогов ей нет и, как сообщила мне изящная девушка-консультант, не предвидится.
В такой шапке, думаю я, зимой в московском метро можно удивлять и радовать озлобившихся пассажиров, с жадностью цепляющихся глазами за наряд каждой встречной мусульманки. Перед большим зеркалом настойчиво пытаюсь облачиться в эту оригинальную вещицу, но та каждый раз предательски соскальзывает с головы – мала.
Примечетские будни
Надо сказать, что галерея «Эбиволь» расположилась не просто в историческом центре Казани, а в так называемом «мусульманском квартале» - на севере Старой Татарской слободы. Здесь же сосредоточено немало мечетей, халяльных кафе и магазинов для правоверных горожан. С торца одного из здешних зданий виден вход в мусульманское ателье «Остабике».
Название татарское, означает «жена муллы». Что ни говори, необычный статус, и одеваться «жена муллы» должна соответственно: мало того, что по Шариату, но еще и в пример молодому поколению, и гостям при мечети «на заметку» - не вычурно, ровно. Так что заказывают здесь, в основном, неброскую повседневную одежду, хотя нашлись и вечерние, и деловые костюмы.
Туники, неровными рядами висящие вдоль стен, сливаются в нечеткий узор: сквозь приглушенные оттенки выглядывает пара желтых рукавов да случайная ярко-розовая блуза. Платья для никяха за полторы тысячи рублей - белые или молочно-кремовые скромные трапеции с рукавами. До того скромные, что чуть-чуть кружев или золотистой вышивки проявляется сквозь них неожиданно. В довершение композиции на достойном месте одиноко красуется свадебное пончо.
- Что заказывают?
- Да все.
Женщина лет пятидесяти убаюкивающим голосом объяснила мне, что шьют здесь индивидуально, на продажу выставлено мало. А «фаворитов» нет, популярны и юбки, и брюки, и туники. Впрочем, после того, как в городе появился бассейн для мусульманок, популярными стали исламские купальники. К моему приходу их уже раскупили, зато я полюбовалась на спортивные комплекты – свободные брюки с длинными рубашками и головными уборами из «дышащих» тканей.
Шьют себе в «Остабике» мусульманки и платья, и сарафаны: на свадьбу, на праздник, в офис, на учебу, на прогулку. Но почему-то торжественные наряды выглядят тусклыми и обыденными. Может, освещение подводит? А может, настроение у меня не подходящее. Все-таки я не жена муллы.
Шить или не шить?
На самом деле, заказать повседневный костюм в ателье сегодня бывает значительно выгоднее, чем покупать готовый. Цены на «привозной товар» колеблются от полутора до трех тысяч рублей, отечественные хиджабы стоят в среднем две тысячи рублей, а туника или платье в ателье вполне могут обойтись в тысячу. Да дело не только в цене, а, скорее, в ощущении «избранности».
- Фактически, я получаю эксклюзивную вещь, которая идеально мне подходит и полностью соответствует моим ожиданиям, - рассказывает 25-летняя Алия. – К тому же, я могу сама придумать фасон и выбрать ткань, и мне не надо думать о том, с каким платком надеть вещь, потому что и платок можно сшить здесь же.
Но все это «работает», если ожидания оправдываются: модель идеально «сидит» и смотрится, а покупательница удовлетворена качеством, сроками и стоимостью, добавляет Алия. Поэтому главное – доверять своей швее, быть уверенной в качестве ее работы. Недовольные клиенты и клиентки могут сделать ателье или портному плохую рекламу, а «сарафанное радио» в мусульманской среде, как известно, передает новости куда оперативнее, чем рекламные агенты.
До меня, например, довольно быстро донеслась информация о том, как в одном ателье мусульманке сшили «джинсы с юбкой» даже без примерки: ткань выбрали не ту, фасон не тот, вещи сидели плохо, морщинились, топорщились, торчали и выгибались. Перешивать «содеянное» горе-модельеры отказались, а только денег потребовали полторы тысячи и, торгуясь, вовсю намекали на исламскую солидарность.
Что до вечерних и свадебных нарядов, то в мусульманских торговых павильонах выбор сегодня невелик. Вот и заказывают: кто в ателье, кто знакомым сестрам, владеющим иголкой с ниткой, кто подруге, отправляющейся в Турцию или Эмираты. Но скоро в городе появится мусульманский свадебный бутик – тогда, может, и браков по Шариату станет больше. По крайней мере, один повод у казанских девушек примерить платье для никяха точно появится, не проходить же мимо витрины.
Айша Галина Бабич
Loading...