Общероссийское
информационное агентство мусульман
24
Воскресенье
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

О татарской городской одежде

Дата: 21.10.2014 Версия для печати
О татарской городской одежде

Я хотел бы продолжить начатый несколько недель назад разговор о современной татарской городской культуре. Если в прошлый раз я в большой степени говорил о том, какой, на мой взгляд, должна быть современная татарская городская музыкальная культура, то сегодня я хотел бы затронуть другой аспект городской культуры – одежду, моду.


Индустрия моды сегодня предлагает человеку множество вариантов того, каким образом можно одеться и хорошо выглядеть. Предложения есть практически на любой вкус.

Это касается и мусульманской одежды. Сегодня и для мусульман и мусульманок существуют самые разные варианты того, как можно одеться в соответствии с требованиями шариата. И это очень хорошо, однако меня смущает тенденция к стандартизации одежды, в том числе мусульманской. Вроде выбор большой, но несколько стандартизирован. Глобализация привела к тому, что люди постепенно по всему миру начинают одеваться одинаково. Постепенно уходит национальные и этнические элементы.

Несмотря на то, что так называемая этника несколько лет назад вошла в моду, она все равно представляет собой какой-то собирательный и потому стандартизирован образ некоторой абстрактной экзотической культуры. Сегодня, на мой взгляд, нам необходимо возрождать и развивать традицию национального костюма и орнамента. Последние несколько лет я наблюдаю довольно-таки бессмысленные споры о том, что для татар традиционно – хиджаб (платок и платья) или калфак? На мой взгляд, противопоставление религиозной и светской составляющих татарской культуры является большой ошибкой. Они не только могут сочетаться, но более того, всегда прекрасно сочетались друг с другом.

Это в советские годы, когда шла активная борьба с религией, было принято решение, что именно калфак без платка станет символом татарской одежды. Однако до революции калфак прекрасно сочетался с платком и одежда женщин прекрасно соответствовала шариату оставаясь национальной по своему внешнему виду. Конечно, были те женщины, которые еще в 19 веке начинали носить калфак без платка, но они были в меньшинстве. Однако, из-за того, что они были представительницами богатых и известных городских семей, они смогли создать ложный образ того, что татарки не соблюдали в своей одежде правила шариата.

Сегодня нам необходимо по-новому посмотреть на татарскую одежду и серьезно задуматься о том, чтобы популизировать ее, сделать модной. Конечно, такие вещи не происходят по указке и необходима инициатива снизу. Однако мнение необходимо формировать, чтобы запрос на это был.

Татары не должны стесняться своей национальной одежды, а наоборот мы должны стремиться носить ее гордо и красиво. Разве, например, некрасиво смотрятся черные тюбетейки с длинным черным пальто или же орнаментированные тюбетейки с более неформальным или полуспортивным фасоном одежды? Все это может прекрасно сочетаться, если над этим сначала поработают дизайнеры и модельеры, а потом подключаться PR-щики, которые смогут грамотно продвинуть новую моду на рынок.

Для того чтобы какой-то элемент одежды стал моден, надо, как говорят профессионалы в этой сфере, засветить его в массовой культуре. Чтобы какой-нибудь знаменитый актер, спортсмен, писатель или общественный деятель начал носить тот или иной новый аксессуар или одежду. Новая мода может продвигаться через кино, через музыкальную индустрию. Главное, чтобы знаковые личности захотели использовать какие-то новые элементы в своей одежде.

И самое главное, татарам есть чем гордиться в своей национальное одежде. И это не только тюбетейки, кафлаки и платки. А если вспомнить татарскую национальную обувь – знаменитые кожаные орнаментированные ичиги! Тут даже ничего нового придумывать не надо, главное грамотно продвигать их на рынке! Вообще кожевенное дело всегда было особой отраслью в татарском ремесле и татарской культуре, поэтому татарам необходимо сегодня самым активным образом развивать и рекламировать свои национальные орнаментированные изделия.

Ичиги, тюбетейки, калфаки, платки – все это не должно быть только предметом этнографических музеев. Также совершенно несправедливо считать их элементами деревенской культуры, так как именно в городской среде татар 18, 19 и начала 20 веков формировалась татарская мода.

Конечно, когда мы говорим о материальной культуре, в частности, об одежде, мы одновременно говорим и о духовной культуре, ведь они очень связаны между собой. Например, одежда связана и с такими понятиями как мораль, скромность, ценностные ориентиры. На мой взгляд, татарская одежда должна отличаться благородством и скромностью. Как, собственно, и весь татарский стиль должен ассоциироваться у людей с этими важными понятиями – скромность и благородство. Татары не привыкли все выставлять напоказ, испокон веков татары понимали, что самое ценное, важное и красивое не должно быть предметом всеобщего обозрения. Даже татарские купеческие дома до революции в Старотатарской слободе Казани своим интерьером были гораздо красивее, чем фасадом.

Говорить о современной городской татарской культуре без вопроса об одежде и моде неправильно. Конечно, именно одежда сегодня особенно подвержена глобализации и всеобщей стандартизации. Безусловно, она должна быть удобной и подходить под ритм городской жизни. Но все эти проблемы технически решаемы, главное захотеть и поставить перед собой цель создавать новую татарскую национальную одежду с опорой на наши традиции и культуру.
На мой взгляд, люди постепенно устают от глобализации, людям хочется возрождать и развивать локальные традиции. И мы, татары, можем принять в этом самое активное и деятельное участие. Ведь татары очень продвинутая и образованная нация, поэтому татарам ничего не стоит сделать привлекательный и популярный продукт – в данном случае национальную одежду. Главное, чтобы возникло соответствующее желание.

Важно, чтобы было больше ателье, магазинов и различных конкурсов татарской мусульманской одежды. Давайте создавать, творить, формировать новый конкурентоспособный продукт. Наша культура, наши традиции того стоят!

Илдар Баязитов

Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1485

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф