Как такое могло случиться? Казахстан всегда был привлекателен своей толерантностью и свободой вероисповедания. А казахский народ никогда не был фанатичным сторонником религии: ношение бороды, коротких штанов, паранджи - всегда были чуждыми менталитету ...
Небоскребы Астаны «Как такое могло случиться? Казахстан всегда был привлекателен своей толерантностью и свободой вероисповедания. А казахский народ никогда не был фанатичным сторонником религии: ношение бороды, коротких штанов, паранджи - всегда были чуждыми менталитету степного человека. Всё это пришло сейчас и самое страшное, что в рядах религиозных фанатиков и экстремистов много молодежи…» - с таким удивлением в казахстанском парламенте обсуждался вопрос о принятии самого непопулярного закона в республике «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». Известные международные и Неправительственные организации, а также вездесущие Соединенные Штаты Америки забили тревогу: закон нарушает право казахстанцев на свободу вероисповедания, особенно мусульман. Однако это не остановило ни Президента Казахстана, ни Парламент, ни Сенат, и на днях он вступил в силу.
Суть непопулярного закона
«Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях» в Казахстане, казалось, спешили сделать быстро и также быстро принять. Он писался под пристальным вниманием человека с редким «ФИО» для казаха Кайрата лама Шарифа. Этот человек возглавляет самое критикуемое, в последнее время, государственное ведомство – Агентство по делам религий Республики Казахстан, но, тем не менее, понимающее суть проблемы для своей страны.
Основные пункты закона сводятся к запрету на молитвенные комнаты в государственных учреждениях, объектах образования и здравоохранения, а также в воинских частях. Стоит, однако, заметить, что закон не запрещает проведение церемоний и религиозных обрядов вне рабочего места.
Также главным моментом в законе прописывается четкое направление развития ислама – в русле ханафитского учения.
В документе систематизирован порядок создания, госрегистрации, реорганизации и ликвидации религиозных объединений. Основным нововведением является определение статуса религиозного объединения. Так, с принятием закона местное объединение могут создать не менее 50 верующих, региональное не менее 500, республиканское не менее пяти тысяч граждан Казахстана, исповедующих одно вероучение.
При этом местное религиозное объединение можно создать в пределах одной области, региональное не менее двух областей, а республиканское на всей территории страны с соответствующими филиалами и представительствами во всех регионах.
Кайрат лама ШарифКак утверждает Кайрат лама Шариф в своем заявлении для СМИ, с принятием закона «Ни одна религия не устанавливается в качестве государственной и обязательной, в то же время в преамбуле закона отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием».
Шквал критики, прежде всего, вызвало законоположение о запрете комнат для молитв в госучреждениях.
Немного статистики
Эти самые комнаты для молитв, из-за чего весь спор, торжественно открывались, чуть ли не в каждом государственном учреждении по благословению сверху. Открытию этих комнат сопутствовал факт проникания исламских идей, в среду государственных служащих. В республике много чиновников, кто придерживается своих религиозных ценностей: соблюдает столпы ислама. Для Казахстана, где свыше 70% мусульманского население, вроде бы это должно быть обыденным явлением. Но не стоит забывать, что казахи, по сравнению с другими народа Центральной Азии в советское время поддались-таки политики ассимиляции. Это здорово чувствуется у северных казахов. Южные, конечно, менее ассимилированы и отличаются от северных по менталитету и религиозности. Кстати, если, к примеру, взять бывшую столицу Казахстана Алматы, то в советское время там казахов проживало менее 30%, и на весь город была единственная школа, где велось преподавание на казахском языке! Это говорит о многом.
Сегодня гуляя по Астане, по новой столице Казахстана или в другом крупном городе республике, и не скажешь, что это восточный регион. Светскости в Казахстане больше, чем в любой другой стране Центральной Азии, а национальный колорит никак не выражает приверженность казахов к исламскому миру.
Эффективность принимаемого закона
Небоскребы АстаныКазахстан в 90-е годы начал активно самоопределяться. После духовного вакуума на территорию Казахстана, также как и России, хлынуло много проповедников из различных исламских организаций разных стран. Много казахов уехало учиться в мусульманские страны. Также как и в России, процессы религиозного возрождения в этой стране прошли хаотично. Поэтому сегодня Казахстан имеет такое разнообразие исламских и христианских сект, что, наверное, приведение в порядок этой сферы назревало.
Но логика, по которой верстался этот закон, немного непонятна, особенно для обычных граждан. Конечно, никто не спорит, что ислам в этом регионе должен развиваться в рамках ханафисткого мазхаба. Понятно, что с христианскими западными сектами, который наводнили Казахстан, надо было наводить порядок с регистрацией религиозных объединений. Но как в логику вписывается запрещение молельных комнат в государственных учреждениях? Ведь, в первую очередь, тяжело придется не казахским чиновникам в министерствах, а обычному народу, который служит в армии, или, содержится в заключении, по тому или иному наказанию. Неужели закрытие молельных комнат в госучреждениях поможет побороть казахстанскому руководству радикальные идеи среди молодежи? Как читается логика в этой строчке закона? Наверное, наоборот, было бы логичным открывать эти комнаты для того, чтобы хотя бы знать, чем дышит казахский ислам. Так как так, по логике вещей, проще вести контроль религиозной сферы. Ведь процессы развития ислама, тем более, когда твой народ исповедует эту религию, невозможно остановить, и они всегда будут прогрессировать.
Закон вступил в силу. И как говорят эксперты, многое в Казахстане в религиозной сфере начнет меняться. Но практика ужесточения законов не всегда работает. Поэтому, возможно, казахское руководство предпримет и другие рычаги воздействия, возможно и радикальные. Тем более, Казахстан уже дал понять, что светские устои казахского народа важнее всего.
Султан Ахметов