Мне выпала большая честь выступить перед вами на тему, которая волнует меня лично. Буквально за день до убийства Валиуллы хазрата Якупова, мы более 2-х часов обсуждали вместе концепцию «Ислам и татарский мир», в рамках Круглого стола, проведенного Казанским отделением Всемирного Конгресса Татар в здании Российского исламского университета.
Зная Валиуллу хазрата долгие годы, помню, совершая хадж и живя вместе с ним в одной палатке, мы часто обсуждали дальнейшую судьбу татарского народа и роль Ислама в судьбе нашего этноса. Это был Человек с большой буквы, постоянно думающим о судьбе своего родного народа (края).
За последние 20 лет на территории республики открылись тысячи мечетей, построены десятки религиозно-образовательных учреждений, развивается Халяль-индустрия и бизнес. Это радует, но, одновременно с развитием появляется и ряд проблем. Коротко проанализируем прошлое, чтобы понять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию.
В религиозной сфере татарского народа всегда были разногласия. Так довольно хорошо известно противостояние между джадидитами (обновленцами) и кадимитами (консерваторами), но нужно отметить, что все эти разногласия были в рамках ханафитского мазхаба и суннитского толка. Основные вопросы различия между ними были в методике образования, но они никогда не оспаривали вопросы вероубеждения, иными словами они спорили, КАК учить, но никогда не спорили ЧТО учить, поэтому в этих противоборствах никогда не было кровопролития. Мусульмане - татары никогда не убивали друг друга из-за религиозных разногласий, этому способствовали воспитание, менталитет и высокая нравственность нашего народа, сильные традиции богословия и веротерпимости.
После революции три поколения выросли нерелигиозными и были подвержены жесточайшей ассимиляции. Были разрушены мечети, татарам запрещали молиться, сжигалась исламская литература, полностью была уничтожена система религиозного образования, были сведены к минимуму контакты мусульман России с мусульманами мира. За эти годы татарский народ потерял свои богословские традиции и ориентиры. К началу 90-х годов мы не были готовы к хлынувшему потоку иностранных миссионеров, массово приехавших в Россию после крушения железного занавеса.
Все это происходило в рамках статьи 28 главы 2 Конституции Российской Федерации, где говорится «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
90-е годы можно обозначить как годы хаотичного религиозного возрождения. На территории республики в это время функционировало несколько духовных управлений мусульман. В 98-м году прошел Объединительный съезд мусульман, проведенный под патронажем Первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева. Это событие стало ключевым в вопросе объединения разрозненного на тот момент религиозного сообщества республики.
Исходя из всего вышесказанного, следует, что именно отсутствие религиозных ориентиров и сильной богословской школы, способной дать отпор радикализму, это играет ключевую роль в дестабилизации религиозно-национальной ситуации в Республике Татарстан.
Из Татарстана не получится сделать Кавказ. Во – первых, у нас только 3-5% из всех мусульман действительно ходят в мечеть, на Кавказе этот процент достигает 98%. Во – вторых, у татар не существует и не культивируется понятие «кровная месть».
Но в то же время, события последних дней вносят определенные корректировки в привычный ход вещей и мы стали понимать, что пора бороться с исламским радикализмом и с теми, кто использует ислам в своих корыстных целях, убеждая наиболее подверженных влиянию слои населения религиозными канонами. Среди мусульман появляются несогласные с политикой руководства духовного управления, но ДУМ должно заниматься интересами всех мусульман, потому что они проживают на территории республики, выстраивать диалог между всеми направлениями мусульманства, тем не менее, не допуская к диалогу экстремистов, агрессоров и радикалов, деятельность которых направлена на расшатывание внутренней стабильности и толерантности, достигнутых за эти годы в республике. Только в этом случае наше духовное управление станет авторитетным для мусульманского сообщества России.
Согласно статье 14 главы 1 Конституции Республики Татарстан «республика оказывает содействие в развитии национальной культуры, языка, сохранении самобытности татар, проживающих за пределами Республики Татарстан», но мы должны понимать, что язык и традиции любого народа неотделимы от религии.
Хотелось бы напомнить, что в июне этого года под руководством республики проведен III Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, на котором была предложена Концепция «Ислам и татарский мир». А 18 июля, в преддверии священного месяца Рамадан, Казанское отделение Всемирного Конгресса татар провело круглый стол, с целью всестороннего обсуждения и рассмотрения механизмов внедрения концепции «Ислам и татарский мир» в современную жизнедеятельность татарского народа. В рамках круглого стола были рассмотрены вопросы, касающиеся ислама в истории татарского народа, богословских ориентиров, позиции ислама в мультикультурном мире и т.п.
Необходимо понять, что сохранение и пропаганда традиций и обычаев татарского народа - это не только организация Сабантуев и организация концертов татарской эстрады по всей России, но и воспитание татарской нравственности, культуры, а это, безусловно, невозможно без религиозных канонов ислама.
Мы должны провести такие круглые столы с привлечением представителей религиозных объединений, интеллигенции, государственных структур, общественных деятелей во всех районах республики и собрав предложения по дополнению Концепции, довести их до ВКТ, а также созвать внеочередной форум представителей духовенства Республики Татарстан для принятия концепции «Ислам и татарский мир». Это позволит дать однозначное определение традиционного ислама, чтобы ни у кого больше не было возможности прикрываться маской традиционалиста и вести одновременно экстремистскую деятельность.
Необходимо уделить повышенное внимание обучению татарских имамов. Необходимо создать, по крайней мере, одно кадимитское (консервативное) медресе на основе дореволюционной татарской богословии. Только в таком случае мы получим образованных татарских имамов способных противостоять различным исламским деструктивным течениям.
И в дальнейшем мы должны вложить все усилия для того, чтобы Татарстан оставался на пьедестале межнациональной и межконфессиональной толерантности. Мечети, учебные заведения Татарстана должны придерживаться традиционного для татар ханафитского мазхаба. Только через образование, через грамотную и выверенную политику руководителей ДУМ РТ, мухтасибов, имамов и при 100% доверии народа мусульманским лидерам Татарстана. Только после этого мы сможем стать примером для всех регионов РФ в развитии традиционного толерантного ислама.
Также необходимо усилить взаимодействие депутатов Государственного Совета и других государственных структур по работе с населением, по налаживанию прямого диалога с народом, в том числе и по мониторингу настроя населения и урегулировании возникающих конфликтов на религиозной почве в тесном сотрудничестве с религиозными объединениями всех конфессий республики.
Депутат Госсовета РТ Фарид Мифтахов