Египетская революция возродила новый вид панарабизма, основанного на социальной справедливости, а не на пустых слоганах.
Египетская революция, сама испытавшая влияние тунисского восстания, возродила новое чувство панарабизма, основанного на борьбе за социальную справедливость и свободу. Огромная поддержка египетских революционеров со стороны арабского мира отражает чувство единства в вопросах устранения тиранических, или, по крайней мере, авторитарных лидеров, коррупции и правления небольшой финансовой и политической элиты.
Арабские протесты, проходившие в знак солидарности с египетским народом, говорят также о том, что существует сильное желание к возрождению Египта как панарабского объединителя и лидера. В Египте и других арабских столицах люди поднимали фотографии Гамаля Абдель Насера, бывшего египетского президента, хотя сами еще даже не родились, когда он умер в 1970 году. Эти события напоминают о тех, которые охватили арабские улицы в 1950-х и 1960-х гг.
Однако это не точная копия панарабского национализма тех дней. Тогда панарабизм был прямым ответом на западное господство и создание в 1948 году израильского государства. Сегодня это реакция на отсутствие демократических свобод и неравное распределение богатства в арабском мире.
В настоящее время мы наблюдаем возникновение движения за демократию, которое выходит за пределы узкого национализма или даже панарабского национализма и охватывает универсальные человеческие ценности, отдающиеся эхом от севера до юга и от востока до запада.
Это не говорит о том, что внутри текущего движения нет антиимпериалистического элемента. Но протесты в Египте и в других местах региона несут более глубокое понимание человеческой эмансипации, которое формирует реальную основу для свободы, как от репрессий, так и иностранного господства.
В отличие от панарабизма прошлого, новое движение представляет внутреннюю веру, что именно свобода от страха и человеческое достоинство дают людям возможность строить лучшие общества и создавать будущее надежды и процветания. Старая «мудрость» прошлых революционеров о том, что освобождение от иностранного господства предшествует битве за демократию, уже ушла.
Революционеры Египта, и до этого Туниса, разоблачили не только через слова, но через действия, лидеров, являющихся тиранами своих народов, при этом унизительно подчиняясь западным властям. Они показали бессилие пустых слоганов, которые манипулируют враждебностью против Израиля, чтобы оправдать фальшивое арабское единство, которое, в свою очередь, служит всего лишь маской для устойчивого подавления и предательства арабских обществ и стремлений палестинского народа.
Палестинская отговорка
Время, когда палестинский вопрос использовался как предлог для поддержания военных законов и глушения несогласия, закончилось. Лидеры, использующие репрессии против своего собственного народа, не помогли палестинцам, а предали их. Теперь режимам в Сирии и Иране уже недостаточно требовать поддержку сопротивляющейся Палестины, чтобы душить свободу выражения и бесстыдно переступать через человеческие права в своих собственных странах.
Равным образом, больше недопустимо для палестинских движений ФАТХ и Хамас ссылаться на свои данные в сопротивлении Израилю, оправдывая свое подавление друг друга и остального палестинского народа. Молодые палестинцы реагируют на послание нового движения и принимают идею о том, что битва с внутренней несправедливостью, практикуемой ФАТХ или Хамас, является необходимым условием для того, чтобы бороться за прекращение израильской оккупации, а не чем-то, что нужно терпеть ради этой борьбы.
События в Египте и Тунисе показали, что арабское единство против внутреннего подавления сильнее, чем единство против иностранной угрозы – ни американская оккупация Ирака, ни израильская оккупация не оживили арабский народ так, как одно лишь действие молодого тунисца, который предпочел сжечь себя, нежели жить в унижении и бедности.
Это не означает, что арабам безразличен оккупированный народ Ирака или Палестины – десятки, иногда сотни тысяч людей выходили в разное время на улицы в арабских странах, чтобы показать солидарность с иракцами и палестинцами, но это действительно отражает понимание того, что отсутствие демократических свобод способствовало продолжающейся оккупации этих стран.
Арабская неспособность защитить Ирак или освободить Палестину стала символизировать арабское бессилие, увековеченное состоянием страха и параличом, в котором существовал обычный арабский гражданин, изолированный социальной несправедливостью и подавляемый аппаратом безопасности.
Когда им было разрешено собираться в поддержку иракцев или палестинцев, в основном, это происходило так, что их гнев был направлен не на их собственные правительства, а в сторону иностранной угрозы. Они долго откладывали свое собственное социально-экономическое недовольство в сторону, чтобы выразить свою поддержку оккупированным людям, но только для того, чтобы на следующий день проснуться закованными в те же цепи репрессий.
Все это время как прозападные, так и антизападные правительства продолжали то же дело – первый лагерь полагался на поддержку США для укрепления авторитарного правления, а второй – на антиизраильские слоганы, чтобы узаконить репрессии против своего народа.
Однако сейчас люди в регионе – не только в Египте и Тунисе – потеряли веру в свои правительства. И вне всякого сомнения, когда протестующие собираются в Аммане или Дамаске, чтобы выразить свою солидарность с египетскими революционерами, вышедшими на площадь Тахрир, они на самом деле протестуют против своих правителей.
В Рамалле протестующие повторяли слоган, призывая прекратить внутреннее палестинское разделение (который на арабском языке рифмуется с египетским призывом положить конец режиму), а также требуя прекращения переговоров с Израилем, т.е. посылая четкое сообщение о том, что нет места для Палестинской Автономии, если она продолжит полагаться на такие переговоры.
В 1950-е и 1960-е годы на улицы хлынули миллионы арабов, полных решимости продолжить освобождение арабского мира от остатков колониального господства и крадущейся американской гегемонии. В 2011 году на улицы хлынули миллионы, полные решимости не только обеспечить свою свободу, но и избежать повторения ошибок прошлых поколений. Слоганы против иностранного врага, независимо от того, насколько они обоснованны, имеют пустое звучание, если игнорируется борьба за демократическую свободу.
Протестующие в Каире и за его пределами могут поднимать фотографии Гамаля Абдель Насера, потому что они считают его символом арабского достоинства. Но, в отличие от Насера, демонстранты возбуждают чувство панарабского национализма в людях, понимающих, что национальная свобода не может идти рука об руку с подавлением политического несогласия. Это и есть истинное арабское единство, вызванное общим сильным стремлением к демократическим свободам.
Ламис Андони, аналитик и комментатор по ближневосточным и палестинским делам.
Источник: www.aljazeera.net
Перевод: Зухра Галиева