Сегодня Королевство Саудовская Аравия (КСА) играет очень большую роль в исламском мире. Этому способствуют историческое положение, наличие главных мусульманских святынь на территории КСА, значительный экономический потенциал и крупнейшие нефтяные запасы. Особую роль Саудовской Аравии на Ближнем Востоке отвели и США, которые делают на КСА большую ставку в планах «переформатирования» этого региона мира. О КСА и планах США, связанных с этой страной, свое мнение в очерке высказал известный политолог, доктор политических наук Андрей Манойло.
Роль Королевства Саудовская Аравия (КСА) в современной системе глобальных и региональных международных отношений в исламском мире необычайно велика. Историческое положение и наличие главных мусульманских святынь сделали КСА центром ислама, что во многом определяет ее внешнеполитический курс, претендующий на лидерство в мусульманском мире.
Имеющиеся у Королевства значительный экономический потенциал и ресурсы, связанные с крупнейшими нефтяными запасами, позволили ей стать ведущим участником мировых торгово-экономических организаций и форумов. Влияние и авторитет КСА в мусульманском мире подкрепляются финансовым могуществом, используемым для поддержки единоверцев во всем мире.
Саудовская Аравия занимает особое место и в планах США по «переформатированию» Ближнего Востока: с одной стороны, после падения Ирака КСА, как наиболее последовательный союзник США в регионе, стало единственным противовесом Ирану.
Официальный Эр-Рияд принимает активное участие во всех общественно-политических процессах на Ближнем Востоке и координирует с американскими партнерами свою позицию по актуальным вопросам региональной и международной повестки дня, среди которых ситуации в Ираке, Афганистане и ИРИ.
Этим он дает пример и сигнал для «братских» государств Персидского залива и всему исламскому миру (или, по крайней мере, для суннитской его части) следовать параллельным курсом с политикой США на Ближнем Востоке и в Северной Африке, поскольку это в целом отвечает его задачам по расширению своего влияния.
Следуя этим сигналам, некоторые страны, в частности, Катар, также участвуют в военных операциях США и НАТО: так, в Ливии катарские танки внесли свой вклад в уничтожение наиболее боеспособных частей М. Каддафи.
С другой стороны, следует отметить, что волна «цветных революций», прокатившихся по арабскому миру, вызывает определенные опасения у руководства Саудовской Аравии: усугубление внутриполитической ситуации в соседнем Бахрейне в результате трансформационных процессов в Тунисе и Египте привело к вспышке антиправительственных настроений, которые жестким образом были подавлены введенными туда саудовскими войсками.
Это демонстрирует решимость руководства КСА отстаивать свои интересы и защищать своих союзников от чужого влияния, даже если это влияние стратегического союзника — США; с другой стороны, это указывает на то, что саудовцы в целом весьма обеспокоены тем, что в секретных планах США по переформатированию Ближнего Востока, возможно, есть место и для них самих.
Ближний Восток, одним из цивилизационных и религиозных центров которого является КСА, играет важнейшую роль в современных международных отношениях, являясь точкой пересечения интересов крупнейших мировых акторов – России, США, Китая, ЕС, и полем соприкосновения, взаимопроникновения и столкновения ценностей крупнейших мировых цивилизаций: христианства и ислама.
КСА на современном этапе занимает ключевое место на карте мира, установление партнерских отношений с которым позволяет управлять глобальным транзитом углеводородов и других видов стратегического сырья для крупнейших развивающихся экономик и, как следствие, влиять на их экономический рост, совокупную мощь и направления экспансии.
США и Китай давно претендуют на роль главного стратегического партнера и союзника Саудовской Аравии, соперничая за право обладания этим статусом.
Определенные интересы в этом плане имеет и Россия, также стремящаяся найти с КСА эффективный формат стратегического сотрудничества, нацеленный на длительную перспективу.
Вместе с тем, потенциал сотрудничества с КСА реализован не в полной мере, что подчеркивает актуальность активизации практической деятельности МИД России на данном направлении.
Под воздействием современных реалий и новых угроз международной безопасности внешняя политика КСА динамично меняется, эволюционирует и приспосабливается, в определенном смысле меняя сложившиеся и устоявшиеся представления о том, какой должна быть политика исламского государства, в котором в качестве конституции страны действует Коран, правосудие осуществляется шариатскими судами, а мусульманским течением, поддерживаемым руководством, является суннизм салафитского толка.
В этом и заключается основная особенность эволюции внешней политики КСА, происходящей на наших глазах: саудовцы, с одной стороны, пытаются сохранить прежние шаблоны и догмы, заложенные еще первым саудовским Королем Абдель Азизом Аль Саудом, с другой - пытаются усовершенствовать их, при этом ищут новые горизонты внешнеполитического сотрудничества, среди которых - государства АТР и Россия.
Подготовлено по материалам ресурса Arm-Expo