Ещё совсем недавно, буквально 2 года назад, на внеочередном съезде мусульман Татарстана мы приняли решение акцентировать наше внимание на деятельности в соответствии с ханафитским мазхабом и матуридитской акыдой.
Бисмилляхи-ррахмани-ррахим! Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху!
Это касалось всех направлений нашей работы, нашей жизни: и дагвата, и исполнения религиозных обрядов, и внутренней политики, и международных дел. И хочу вас заверить, что работа в данном направлении будет продолжаться, всё, что намечено, будет неукоснительно исполняться. Сегодня я не буду вновь возвращаться к этому, однако все мы должны отчётливо понимать: ближайшие годы будут решающими. В связи с этим разрешите кратко поделиться с вами своими мыслями о наших насущных проблемах:
Во-первых, главная идеология Духовного управления – это не создание конфликтных ситуаций, а работа на созидание, открытость, стремление к объединению, единству уммы. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните, милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!». Да, возможно наши взгляды в чем-то не совпадают. Но различие не значит расхождение. Единство уммы не требует отсутствия разнообразия во взглядах. Не нужно отождествлять разнообразие и разобщенность. Разнообразие – это благое свойство, милость Аллаха, а разобщенность же несет вред, это проклятие. Поэтому единства можно достичь, не жертвуя различиями. Не забывайте, что единство уммы – наша религиозная обязанность. В исламе это тесно связано с верой. Мусульмане должны быть одной общиной. Чем сильнее их вера, тем крепче узы между ними. Аллах говорит в Коране: «Верующие ведь братья» (49:10).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (сгв) говорил: «Вы не войдете в Рай до тех пор, пока не уверуете, и вы не уверуете до тех пор, пока не полюбите друг друга. Должен ли я сказать вам, что нужно делать для того, чтобы полюбить друг друга? Желайте друг другу мира». Мы открыты для всех, но с приверженцами экстремизма и терроризма нам не по пути, мы им скажем свое решительное «нет». Никто не имеет права покушаться на человеческую жизнь и использовать ислам для достижения своих меркантильных, политических целей.
В этом непростом и важном деле мы с вами будем опираться на опыт наших предков, на наше историческое наследие. Нам с вами не потребуется вновь «изобретать велосипед». Проблемы, которые существуют в мусульманской умме, имели место быть и ранее, несколько сот лет назад и ответы на них, готовые решения можно найти в работах известных татарских богословов и просветителей. И в этом наша сила, наше преимущество!
Во-вторых, о формировании положительного имиджа ислама. В обществе сформировались негативные представления, стереотипы об исламе, мусульман стали ассоциировать с террористами и угрозой. Помимо того, что многие СМИ неправильно интерпретируют многие исламские священные понятия, такие как джихад, шариат, хиджаб и другие термины и очень малочисленны мусульмане-журналисты, часто можно услышать нелестные отзывы о нас, о хазратах. Все мы люди и ничто человеческое нам не чуждо, но мы являемся духовными людьми. Всевышний поставил нас на такую ответственную должность, поэтому мы должны быть примером для остальных. И именно в связи с этим я бы хотел призвать наших уважаемых хазратов начать работу с себя, так как наше поведение, наше образование, культура общения, степень честности и искренности в словах и на деле, которые демонстрируются в повседневном поведении, являются важным элементом в формировании положительного образа мусульман. Ну и, конечно, нужно усилить просветительскую работу со средствами массовой информации, довести до них истинное значение ислама и важность его места в жизни нашего общества. Только так мы сможем создать единый информационный поток и повлиять на мировоззрение окружающих.
В-третьих, о Казани. Татары являются вторым по численности народом, населяющим Российскую Федерацию. Именно эта нация первой представляла ислам испокон веков на территории России. Татары в течение нескольких веков занимали лидирующее положение и в области образования, и в области издательства и просветительской деятельности. Вся мировая мусульманская общественность перенимала опыт казанских ученых и богословов. Мы, нынешнее поколение, должны перехватить эту эстафету и продолжить работу в данном направлении, должны сплотить вокруг себя всех наших соотечественников, разбросанных по всему миру, дальше развивать толерантное отношение к другим конфессиям, укреплять мир и согласие. Казань имеет полное право именоваться духовным центром России и мы приложим все усилия, чтобы подтвердить это высокое звание. Это будет одной из наших приоритетных задач.
Как вы знаете, одним из самых главных принципов исламского вероучения является справедливость. Поэтому я хотел бы сказать несколько слов и о социальном служении мусульман ради довольства Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (сгв) сказал: «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Люди ждут от нас, от Духовного управления, от каждой нашей структуры на местах, реальной помощи и поддержки, а не пустых обещаний и демагогии. Больных и нуждающихся очень много и оказание помощи в решении их проблем – это наша прямая религиозная обязанность. Это не говорит о том, что мы в одночасье сможем помочь всем. Но, давайте же, возьмемся пусть за небольшие, но конкретные дела, такие как: сбор помощи бедным, больным и старикам, приготовление и раздача обеда для бездомных, бесплатные мероприятия для малоимущих, организация курсов профессиональной подготовки для тех, кто не может финансово себе этого позволить. Откроем реабилитационные центры для бывших наркоманов, алкоголиков, людей, вышедших из мест лишения свободы, возродим мусульманское волонтерское движение и другие социальные проекты. Часть вышеуказанных работ уже реализуется, но только точечно, в единичных районах. А данная работа должна быть повсеместной, масштабной. Потому что подобная деятельность помимо всего прочего служит мощнейшим средством консолидации уммы на базе «общего дела», средством единения мусульман различных взглядов. Ничего специального, каких-то знаний для этого не требуется. Нужно просто начать.
В-пятых, особое внимание должно быть уделено сфере науки и образования. Система образования должна строиться вокруг сильных, опытных преподавателей и ученых. При этом нужно улучшить содержание образования, сохраняя наши традиции. Считаю необходимым и, надеюсь, вы поддержите меня в этом - нужно продолжить и расширить работу с нашим татарским богословским наследием. И на этой базе готовить своих ученых, своих богословов международного уровня. Ведь мы самодостаточны и можем сами готовить высококлассных специалистов, что, в свою очередь, в дальнейшем послужит основой для подготовки кадрового резерва и воспитания мусульманской молодежи через призму многовековых традиций татарского народа.
Также хотелось бы сказать и о необходимости создания базы поддержки выпускников медресе, университета и решения их вопроса трудоустройства. Мы должны возобновить практику направления на работу, при этом оказав финансовую поддержку новоиспеченным специалистам. Кроме этого не нужно забывать и о помощи мечетям, расположенных на территории нашей республики. Имамы должны заниматься просветительской деятельностью, а не тратить свое драгоценное время на поиск средств для поддержки деятельности приходов. И это также одна из наших важнейших задач.
Нам предстоит большая работа, она нужна всегда, если стремиться идти вперёд ради довольства Всевышнего Аллаха. И здесь требуется вклад каждого, требуется уже сегодня, а не завтра. Для чего я это говорю? Да потому что пришло время работы на позитив. Мы делаем это, и мы можем это делать. Если продолжим курс на созидательную работу, если будем работать достойно, работать вместе, с полной отдачей сил, то мы инша Аллах обязательно добьёмся поставленных целей и выполним все стоящие перед нами задачи.
Исполняющий обязанности муфтия РТ - Камиль хазрат Самигуллин