Ситуация, которая складывается в российской умме, нельзя назвать однозначной. С одной стороны, отрадно, что в последнее время количество людей, принимающих ислам, значительно становится больше. И эта тенденция стабильна, ибо наша религия чиста от всяких предрассудков, и для человека, имеющего способности к размышлению, становится очевидным истинность прямого пути.
Но с другой стороны, если все так славно, то почему же, с количественным изменением совсем не заметны качественные сдвиги? Этот вопрос, наверное, главный из всех стоящих перед нами и четкого ответа на него, увы, мы найти не сможем. Нам бы сейчас разобраться в причинах и начать их устранять, начиная каждый с себя, так как общеизвестно, что Аллах не изменит положение верующих, пока они сами не изменятся.
Помню в девяностых, зайдя в любую мечеть и, встречая там единоверцев, было очень приятно их видеть, так как ощущалось какое-то единство, родство. «Верующие братья друг другу» – тогда чувствовалось, что это не просто слова. Была какая-то гордость друг за друга, в особенности, когда кто-то достигал каких-нибудь успехов. Постепенно, как-то незаметно, эти чувства стали угасать, и появилась разрозненность из-за разделения на множество групп. Почему это случилось? В чем же причина такого явления? Конечно, можно сослаться на идеологические разногласия. И на то, что на нашу молодежь пошел поток, чуждой для нас искажённой информации, извратно растолковывающие принципы ислама, особенно в мировоззренческих вопросах. Конечно, рациональное зерно в этом есть, но, я думаю, что это не главная, и не единственная проблема.
Молодежь, принимая ислам, идет за теми, кто более активно ведет работу в области призыва, а, как известно, большую роль в дальнейшем становлении их, в качестве правоверного мусульманина, играет именно тот, кто первым дал знания по исламу. Отсюда напрашивается вывод, что именно активизация работы имамов в области призыва может дать существенные и положительные результаты, которые предотвратят заблуждения в религии у значительной части людей, принимающих ислам.
Не малую роль играет и активность представителей официального духовенства в различных других направлениях. Сюда можно отнести социально-значимые проекты, а также работа с населением посредством проведения различных мероприятий, например, посвященных мусульманским праздникам. Все эти мероприятия объединяют и стимулируют на дальнейшие совместные начинания, потому что идет духовное сближение всех задействованных в их подготовке и проведении.
Необходимо использовать все современные методы для проведения различной разъяснительной работы. Время брошюрок уходит в прошлое, а на смену печатному слову идет интернет. Не надо отставать от времени, и лучше сделать так, чтобы глобальная сеть приносила пользу. Здесь можно отразить всю положительную деятельность приходов, показывая тем самым широкому кругу людей о своей работе. Вместе с новостями можно давать полезную информацию, благодаря которой, возможно кто-нибудь укрепит свои познания в религии. И это, при правильном намерении, не будет считаться показухой, так как люди обязаны знать то, чем занимаются наши мечети. Это, скорее называется отчетом о проделанной работе. Если все будет максимально прозрачно, то меньше останется повода для разного рода кривотолков, а активизация деятельности наших мечетей, безусловно, сплотит вокруг себя наиболее активную молодежь, тем самым предотвращая ее отток в около-исламские секты.
Главное помнить, что когда занимаешься религией нельзя быть неискренним, иначе все теряет всякий смысл. Только большое желание, огромная вера, подкрепленные достойными знаниями своего дела, могут привести к желаемому результату. От качества полученных знаний зависит и все дальнейшее мировоззрение, и следует помнить, что религиозные знания обязательно должны находить свое место в сердце, и, по мере возможности, необходимо стараться применять на практике все наставления Всевышнего Аллаха и нашего любимого Пророка. И это касается всех, в том числе и имамов, так как комично смотрится человек, когда он с минбара говорит правильные вещи, а в своей жизни не воплощает все, чему сам же и наставляет. Если такое имеет место быть, то, обязательно оттолкнет искренних прихожан, которые, в свою очередь, могут пойти за другими лидерами, что, к сожалению, мы часто можем наблюдать.
Также нужно научиться замечать друг в друге положительные качества, ибо это является залогом для добрых братских отношений. И, вообще, надо помнить, что если мы себя считаем верующими людьми, то, каждому из нас, необходимо постоянно работать над собой, развивая в себе все лучшее, и отказываться от запретного, к которому, кстати, относятся такие качества, как лицемерие, сплетничество и необоснованные обвинения друг друга в разных грехах.
Мы не можем изменить мир, но можем попытаться изменить себя и своих близких в лучшую сторону. Не надо тратить времени попусту, так как каждому из нас отмерен весьма ограниченный отрезок времени, и никто не знает, что будет с каждым из нас в следующую минуту. Давайте жить, как учил нас наш любимый Пророк, тем более он на своем собственном примере показал, какими высокими моральными качествами должен обладать каждый мусульманин.
Илдар Баязитов