Система наказания в России имеет долгую историю. На протяжении веков менялись меры привлечения к ответственности за нарушения законов. Но насколько изменилась сама система? Эффективно ли действует на людей меры, принимаемые государством, в местах лишения свободы и помогают ли они встать человеку на путь исправления?
История системы наказания
На протяжении всей истории человечества постоянным изменениям подвергались законодательная, судебная и исполнительная ветви власти. В книгах по истории упоминаются содержание в заключении пленных, должников, преступников и политически вредных лиц в монастырских кельях, в башнях крепостей и рыцарских замков, а также в городских ратушах. Но основными наказаниями за тяжкие преступления все же оставалась смертная казнь. Эти наказания были поучительными, приводились в исполнение на главной площади на глазах горожан и носили показательный характер «чтобы другим неповадно было».
Со временем к вышеперечисленным методам воздействия прибавилась трудовая деятельность, как метод исправления и бесплатная рабочая сила для власть имущих. На деле такая работа становилась непосильным каторжным трудом, который для многих арестантов превращался в замедленный смертный приговор.
В тюрьмы сгонялись бродяги, нищие, разного рода преступники, которые содержались все вместе, сильные ущемляли и посягали на здоровье и жизнь слабых. Вследствие этого тюрьмы вскоре переполнились и превратились в очаги разврата и распространения заразных болезней, тюремного тифа и чумы.
В трудах Джона Говарда, первого английского тюремного реформатора, тюрьмы средневековья описывались как сырые, низкие, узкие помещения, без достаточного света и воздуха. Женщины, мужчины, дети содержались вместе – отсюда истекали акты насилия. Содержались заключенные как скот: пища давалась скудная, постелью служили связки гнилой соломы на земляном, пропитанном подпочвенной водой полу. В том же ужасающем положении оставались почти все тюрьмы в течение XVIII века.
В России об изолированных тюремных помещениях впервые упоминается в XI веке. Они представляли собой крытые погреба и бревенчатые срубы. В таком виде тюрьмы просуществовали значительное время. Специальные каменные тюрьмы появились при Иване Грозном. Тюрьма была наказанием за особо тяжкие преступления и предназначалась для тех, кто не признавал своей вины, а также являлась альтернативой смертной казни.
Екатерина Великая составила проект о гуманизации устройства тюрем. В него были внесены требования об организации тюрем, питании, санитарных норм камер, запрет на наказания и пытки. К сожалению, большинство пунктов этого законопроекта так и осталось на бумаге и не было воплощено в жизнь.
Отношение общества к заключенным
Сирые мученики
В Древней Руси, бросая преступника в темницу, общество лишало его права находиться рядом с семьей на определенный период времени. Этим оно высказывало ему моральный упрек за совершенное преступное деяние. С другой стороны, для некоторых меняется критерий ценностей общества и происходит подмена понятий: многие из родственников преступника сочувствуют его судьбе, жалеют его и бранят не его самого и его преступление, а власть, забравшую из семьи кормильца или единственного сына.
В сознании людей издревле был образ заключенного-мученика, который пострадал ни за что или за мелочь, которая не стоит его страданий. Именно поэтому тюремные камеры строились так, чтобы заключенным родные и местные сочувствующие жители могли передавать еду.
С давних времен до нас дошли правила-пословицы, в которых смешались понятия «преступник» с понятием «несчастный», достойный сострадания.
"Оденем нагих - оденем босых, накормим алчных, напоим жаждущих: заслужим прощение Господне".
"Одной рукой собирай, а другой раздавай ибо кто сирых питает, того Бог знает".
Политзаключенные
В дореволюционный период появляется новая прослойка – политические заключенные, которые составляют свободомыслящую элиту, выступающие за необходимость реформ, но воспринятых государством как политическая угроза. И вновь в дореволюционном обществе зреет новая волна сострадания к угнетенным и несправедливо наказанным преступникам. Быть обитателем тюрьмы становится вовсе не зазорно, ибо нет ни одной семьи, член которой не сидит в тюрьме или не освободился оттуда.
Заключенного облачают в кандалы. Источник фотографии: dic.academic.ru
Ситуация еще больше усугубилась с Октябрьской революцией, когда эти «страдальцы», попав под всеобщие амнистии за участие в революции, начали нести тюремные правила в широкие массы. Жены преступников закрывали глаза на источники доходов своей семьи, дети бывших заключенных впитывали тюремные правила, превращаясь в «шпану» и хулиганье. Именно революция дала старт новой истории тюремной жизни, которая размыла границы и колючую проволоку между сидельцами и свободным обществом.
ГУЛАГ
В военные и послевоенные годы миллионы граждан советского союза были арестованы и сосланы в трудовые лагеря. Массовые сталинские репрессии и амнистия 1953 года стали основой широкомасштабного распространения тюремной культуры в России. Дети амнистированных заключенных стали родителями нового поколения, а их дети вновь произвели на свет себе подобных – отсюда становится ясно, что чувство сострадания к «сидельцам» у большинства российских граждан в крови.
Воры в законе
Феномен российской тюремной культуры является уникальным и тотальным. В поздние советские годы и в 90-е годы мы наблюдали популярность тюремной культуры среди молодежи и моду на воров. Это сопровождалось внедрением тюремного языка (фени), песен воспевающих тюремный быт (шансон) и воровских понятий (жизненных принципов осужденных).
Воровская культура настолько укоренилась в умах россиян, что блатной язык, являющийся одной из самых очевидных форм проявления тюремной культуры, уверенно вытеснил обычную русскую речь. Так, широко известная фраза В. Путина: «Если мы их [террористов] найдем… в туалете — и в сортире их замочим…» сильно поднявшая рейтинг политика, сказана на тюремном, «блатном» жаргоне. Слово «мочить» на тюремном жаргоне означает убивать или избивать .
Имена исполнителей шансона Михаил Круг, Михаил Шафутинский, Григорий Лепс стали знаковыми и узнаваемыми персонамив самых отдаленных уголках страны. Такие фильмы как «Бригада», «Бумер», «Брат-2», повествовавшие о жизни криминальных синдикатов стали культовыми.
Несколько поколений российского общества, не просто сочувствуют или используют часть криминальной культуры, они культивируют и развивают серьезные воровские принципы
Лишение свободы
Насмотревшись фильмов о героических похождениях бандитов, а также заручившись поддержкой и идеологией улиц, многие молодые встают на криминальный путь. Они руководствуются различными мотивами: кто-то хочет легких денег, кто-то идет на «дело» за компанию, но чаще всего в них присутствует надежда за счет преступлений повысить свой авторитет среди «уважаемых» людей в криминальном мире.
Кадр одного из фильмов, посвященных бандитам
Успех новоиспеченного бандита на шаткой преступной тропе сменяется другим успехом: с рук ему сходит многое зло, совершенное им. Он как колобок в известной сказке: «Я от полицейского ушел, я от налоговой ушел, и от прокуратуры я уйду!». Но его преступная сказка обрывается так же неожиданно, как и для колобка.
Оказываясь под следствием, в одночасье куда-то девается вся романтика и желание карьерного роста в тюремной системе. Порой от подследственного отказываются родители и близкие, бросает жена, отворачиваются друзья, преступник начинает испытывать колоссальный стресс, который опустошает его. Картины того, в какой ужасной обстановке он проведет ближайшие годы пугает и подталкивает на мысль о том, что он больше не хочет жить.
Уже в следственном изоляторе, дожидаясь решения суда, оказавшись один, он неминуемо будет подвержен влиянию со стороны заключенных. При этом положительным это влияние не назовешь. Суд приговаривает преступника к заключению и в его жизненной истории начинается новая глава. Так, еще молодые ребята, совершившие порой незначительные преступления, бросаются в водоворот «серьезных» тюремных страстей бывалых ЗЭКов, в котором чтобы выжить придется плыть по течению.
Вот и получается, что отправляясь в тюрьму, находясь в изоляции от своих родных, он не только не исправляется, а напротив - портится, приобретая все новые и новые негативные качества. Следовательно, советские, а теперь и российские «школы жизни», не исправляют, а погружают вновь прибывших в тюремную культуру, усиливают криминальные установки, что после освобождения помимо ретрансляции криминальной культуры в обычную среду, ведёт к повторному совершению преступления.
Вот как один из экспертов описывает положение заключенных в одной из колоний России:
«В общих камерах невероятно тяжелые условия. Постоянное кислородное голодание, повышенная влажность, отвратительный запах... Не все заключенные имеют возможность присесть. При построении люди стоят прижавшись друг к другу. У многих на теле кровавые язвы, распухшие (от долгого стояния) ноги, много больных чесоткой и другими кожными заболеваниями. Стол рассчитан максимум на 10 человек. Основной массе заключенных приходится есть стоя».
Поместив преступника но все же человека в такие невероятно тяжелые условия жизни трудно рассчитывать на то что он, «отсидев» положенный срок, выйдет на свободу полноценным членом общества. Но, как известно, «вор должен сидеть в тюрьме», и тюрьма как наказание, часто расценивается обществом, как наиболее эффективное средство для уменьшения преступности. Поэтому необходимо рассмотреть наказание как фактор, воздействующий на преступника.
Существует мнение, что можно искоренить или уменьшить преступность, ужесточая наказание за совершенные преступления. Увеличение срока наказания и условий пребывания ничего не изменит, не будет способствовать перевоспитанию. Скорее наоборот. Из мест лишения свободы люди выходят более озлобленными, склонными к паразитическому образу жизни, ведь за годы они привыкают к тому, что еду подают три раза в день без его старания.
Жестокость наказания нельзя рассматривать как эффективный метод борьбы с преступностью. В наказании должна проявиться не только жестокость к совершившему преступление, прежде всего наказание должно способствовать воспитанию и перевоспитанию человека. Ужесточение наказаний не снижает уровня преступности, и результаты криминологических исследований показывают, что страх перед наказанием останавливает лишь незначительную часть потенциальных преступников. Например, в Китае за коррупцию положена смертная казнь, что не остановило от взяточничества более 10 тысяч чиновников.
Читайте также: Поговорим о коррупции
По результатам опросов осужденных, большинство из них в момент совершения преступления вообще не думало о возможности наказания. К тому же нестабильность экономики, кризис власти и правопорядка создает у населения представление о безнаказанности тех, кто совершает государственные преступление и разворовывает бюджет, а страх перед наказанием вообще перестает играть заметную роль.
По удручающей статистике, каждый четвертый взрослый мужчина в нашей стране – бывший заключенный. Мы находимся в «тюремных лидерах» среди других стран. Одна восьмая часть всего тюремного населения страны сидит в местах лишения свободы, откуда ежегодно освобождается 300 000 человек. Страшно представить, что все эти тысячи людей, вместо того, чтобы вернуться в общество перевоспитанными, побывав на эффективных курсах усовершенствования уголовных профессий и в центре идеологической подготовки преступников, возвращаются еще более испорченными и опасными. А ведь так и выходит, об этом свидетельствует печальная статистика рецидивов преступлений: к преступной жизни возвращаются свыше 50%.
Заключенные в колонии. Источник фотографии: v-kurse.ru
Об этом говорит один из исследователей:
"Одна из целей наказания - это перевоспитание осужденных. Но именно оно вызывает больше всего сомнений. Нелепо требовать от прооперированного, чтобы он самостоятельно покинул операционную. Нелепо применяя "энергичные меры перевоспитания" в исправительно-трудовых учреждениях, рассчитывать на самоустранение социальных пороков в заключенных."
Выход есть всегда
Как печально бы не выглядела картина преступления, из любой проблемы можно выбраться если человек видит перед собой четкую цель. Свобода - самая большая ценность для заключенных. С первых мгновений, когда за спиной арестанта со скрипом захлопнется тяжелая, железная дверь приходит осознание того что он лишился самого главного. Именно со свободой связаны все мысли, все надежды и мечты. Это чувство - желание свободы - заставляет преступников искать свободу внутри колонии, и те, кто стараются ее найти по-настоящему, обретают душевную свободу в общении с Богом.
Читайте также: «Моя мать не оставляла намаз даже в товарном вагоне, увозившем нашу семью в далекую Сибирь»: из воспоминаний сосланных мусульман
Преступник, искренне раскаявшийся от содеянного греха, начинает искать способ освободить сердце от пут преступления. Поэтому только обращение преступников к Богу может дать им возможность, прежде всего, внутреннего освобождения от своих пороков и преображения своей жизни в религии.
Преступник, попадая в заключение, оказывается в тяжелейших условиях жизни не только физической, но и духовной. Именно вера помогает пройти человеку через тяжелейшее жизненное испытание, которым является тюремное заключение - испытание, от которого, как известно, никто из людей не застрахован.
Читайте также: Путеводная звезда для осужденных: памяти Касыма Нуруллина
К счастью, в настоящее время заключенные могут свободно исповедовать свою веру и, в основном, администрация мест лишения свободы идет навстречу пожеланиям верующих заключенных. В тюрьмах строятся мечети и храмы, распространяется духовная литература, приглашаются имамы и священнослужители.
В Республике Татарстан, благодаря деятельности ДУМ РТ, во всех колониях есть мечети и имамы, закрепленные за ними. На территории исправительных учреждений в течение всего священного месяца Рамадан проводятся ежедневные ифтары (разговения). В праздники Ураза байрам и Курбан байрам организуются праздничные обеды для всех осужденных.
Таким образом, становится очевидно, что современная система исполнения наказания не способна самостоятельно оказывать положительное влияние на исправление осужденных. Секрет исправления заключенных кроется в вере, раскаянии и милосердии которые дарит им Исламе. Именно поэтому, положительный результат следует ждать не от ужесточения наказания, контроля, слежки и репрессий, а от веры во Всевышнего и добрые отношения между осужденными и сотрудниками колоний.
Рафис хазрат Сайфуллин, имам казанской мечети "Ярдэм", приходящий имам ИК-5 УФСИН РФ по Татарстану