Общероссийское
информационное агентство мусульман
22
Пятница
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Теракт в Актобе: первый анализ ситуации

Дата: 16.06.2016 Версия для печати
Теракт в Актобе: первый анализ ситуации

5 июня в Актобе произошёл теракт. Группа вооружённых людей напала на два оружейных магазина, воинскую часть и пост полиции. На всей территории Казахстана введен «желтый» уровень террористической опасности

На заседании Совета улемов ДУМК тщательно обсуждалась проблема радикализации ислама Казахстана, а также ответственность имамов за умму, сообщила пресс-служба ДУМК после кровавых событий в Актобе, потрясших не только весь Казахстан, но и вызвавших отчетливый резонанс во всех странах бывшего СССР

Напомним, что 5 июня в Актобе произошёл теракт. Группа вооружённых людей напала на два оружейных магазина, воинскую часть и пост полиции. На всей территории Казахстана 6 июня на 40 дней был введен «желтый» уровень террористической опасности.

На сегодняшний день ликвидированы 18 бандитов. Министр внутренних дел Калмуханбет Касымов заявил о том, что 45 человек готовились к теракту в Актобе, передает tengrinews.kz:

Теракт в Актобе. Как все происходило

«Количество их было уже достоверно установлено – 45. Но когда они объявили джихад и вышли из квартиры, то 19 человек отказались. Мы сейчас их всех установили, допрашиваем. 29 человек, которые согласились, пошли. По дороге еще три человека отказались. Когда подошли к магазину, мы по видеокамерам видим, что в магазин зашли 25. Еще один, отказавшийся, ушел.

Вот 25 человек участвовало в преступлении. Все в магазине первом протекало всего 9 минут, через 4 минуты приехала охранная структура. Охранник забежал в магазин, и они его тут же расстреляли. Через три минуты приехал наряд, который вступил в перестрелку».

По его словам, далее нападавшие разделились на две группы – одна поехала во второй магазин (6 человек), другая захватила автобус, на котором протаранила ворота войсковой части с целью захвата серьезного оружия с боевых складов.

Террористов обезвредили и допросили – они признались, что основной целью был захват колоний и госучреждений.

Еще одна группа бандитов из 5 человек напала на блок-пост, все были обезврежены.

Ночной Актобе Ночной Актобе. Источник фотографии: kub.kz

Факты говорят о том, что в Актобе функционировала целая ячейка радикально настроенных мусульман, получавших инструкции из-за рубежа.

Террористическая операция была тщательно спланирована и приведена в действие в соответствии с поставленными задачами, как следует из признания пленных бандитов. Жители Актобе двое суток не могли пользоваться интернетом из-за отсутствия связи по причине ввода «красного» уровня опасности в городе (по словам представителей областного акимата).

Президент страны уверен, что теракт организован по инструкциям сирийских радикалов, это подтверждается информацией Министерства внутренних дел Казахстана: актюбинские террористы перед началом операции прослушали аудиозапись некоего зарубежного проповедника, который якобы находится в Сирии. Представитель Духовного управления мусульман Казахстана немногим ранее упоминал о некоей фетве с призывом к совершению джихада, которую издал один из шейхов ДАИШ (запрещенная в России организация).

Так ли все однозначно в этом вопросе? Действительно ли террористы были частью ячейки всемирно известной организации сирийских головорезов ИГ (запрещенная в России организация)?

Ведь не обошлось и без курьезов в действиях террористов: захваченное в магазине «Паллада» оружие содержалось в состоянии, исключающем быстрое произведение выстрела. Бандиты захваченное оружие по большей части побросали, не смогли даже зарядить.

Справка

Содержание оружия в таком состоянии было одной из мер МВД, разработанных для того, чтобы обезопасить сотрудников оружейных магазинов. Причиной разработки этих мер стали события в Таразе в 2011 году, когда террористом было совершено нападение на магазин «Маке и К».

Анализ аккаунтов ВКонтакте террористов показал, что они в целом вдохновлялись и впечатлялись джихадистскими материалами. В МВД Казахстана установили, что в них нет доказательств четкой принадлежности к конкретной организации.

Возможно ли оценивать произошедшее как кровавую инсценировку с целью подорвать основы толерантности, сложившиеся в Казахстане исторически, внести раскол между различными исламскими конфессиями, мирно уживающимися на всей территории страны? «Разделяй и властвуй» – принцип управления государством, при котором происходит разжигание и использование вражды между его частями. Куда проще победить разделенную на враждующие между собой части страну, чем сплоченное государство.

Или это прежде всего сигнал Духовному управлению мусульман Казахстана осмотреться вокруг: все ли механизмы противостояния пропаганде радикального ислама используются в стране? Каким образом можно противостоять угрозе распространения радикально настроенных нетрадиционных исламских течений?

Толерантный Казахстан

Руководитель Отдела изучения ислама Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий Комитета по делам религий МКС РК, а также известный религиовед, ученый Мухан Исахан после событий в Актобе отметил, что имамы Казахстана ведут активную просветительскую деятельность по борьбе с чужой идеологией.

Современный Казахстан Источник фотографии: сайт "мир туризма"

«События в Актобе затронули каждого из нас. Обвинение имамов за подобные действия экстремистов является необоснованным и нецелесообразным. Ответственность за данное направление несет не только Духовное Управление, но и в первую очередь, правоохранительные органы. Необходимо учитывать, что религиозные работники в просветительской сфере по борьбе с чужой идеологией ведут непрерывную работу», – добавил Исахан.

На заседании Совета улемов было принято Обращение относительно событий в Актобе, были подняты острые вопросы религиозной ситуации в стране, повышении религиозной грамотности общества, вопросы обеспечения религиозной стабильности.

Зарипбай Оразбаев, один из советников, подчеркнул в ходе заседания, в стране предоставлена свобода вероисповедания, созданы все условия для свободного совершения религиозных обрядов и поклонений, получения знания в духовных-образовательных учреждениях.

Здесь необходимо отметить, что ислам в Казахстане не является однородным образованием. [Бокаева А.К., Смагулов Е.М., Куликов В.Ю., Статных П.А. Религиозные объединения города Караганды, 2007 г.] Исторически сложилось так, что кроме суннизма ханифитского толка ислам представлен еще шиизмом и суфизмом.

Внутри суннизма сложилось несколько направлений: суннизм ханифитского мазхаба, суннизм шафиитского мазхаба, суннизм ханбалистского мазхаба.

Шиизм в Казахстане представлен верующими азербайджанцами и некоторыми группами казахов Западного Казахстана.

Особняком стоит община «Ахмадие», возникшая в Казахстане под влиянием пакистанских и индийских проповедников. Ее активность в настоящее время наблюдается в молодежной среде. Некоторые религиозные положения этой общины противоречат основным канонам Ислама (например, признание последним пророком Мирзы Гуляма Ахмада Кадиане), в связи с чем ее деятельность приобретает сектантский характер.

Во многих странах мусульманские богословы считают Ахмади еретической сектой. В Пакистане, например, ее членам запрещено называть себя мусульманами, использовать Исламскую терминологию, а Лига Исламского Мира объявила Ахмади «враждебным Исламу течением».

В Казахстане Ахмадийская община официально зарегистрирована в 1994 г. В настоящее время община насчитывает около 250 человек.

Справка

Представитель Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) рассказал, что участники теракта 5 июня полгода не посещали мечеть, сообщает nur.kz. «Все участники нападений в Актобе не посещали мечеть. Мы изучали, говорили с имамами, спрашивали. Имамы говорят, что «в последние полгода в мечети те не являлись». Возникает проблема того, что эти люди, не сумев воспринять то, что дает им мечеть, могли собираться в другом месте. Они могли сговориться, собравшись на каком-либо мероприятии», — сказал Ораз.

Министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов сообщил, что семь человек из 25 бандитов были ранее судимы, правовой статус остальных проверяется.

Полемика в Казахстане вокруг религиозного радикализма

После видеовыступления президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором он назвал события в Актобе «террористическим актом, организованным приверженцами радикальных псевдорелигиозных течений» возникла полемика вокруг ситуации.

Прошли круглые столы и заседания, на которых было высказано много мнений на этот счет. Прежде всего нам интересно узнать, какие пути преодоления подобных ситуаций можно найти и как проводить профилактику терроризма в стране?

Учитывая исторический путь развития государства и различных течений ислама в обществе, мы видим основной задачей государства необходимость развивать традиционный религиозный путь предков казахстанцев, но без ограничения других религий и течений. В противном случае противоречия породят напряженность и могут привести к религиозному расколу в стране.

Задача представляется сложной: как же пройти по этой тонкой грани, не оступившись?

Справка

По официальным данным, на стороне боевиков «Исламского государства» в Сирии и Ираке воюют 300 казахстанцев.

В стране – 18 религиозных конфессий и 3 500 религиозных объединений, прошедших регистрацию.

Большая часть мусульман придерживается ислама мазхаба Абу Ханифы, что является «традиционным» течением. Между тем, согласно Конституции страны, граждане свободны в вопросах вероисповедания, могут придерживаться любой не запрещенной в стране религии и течения. В 1992 году был принят закон «О религиозных объединениях и религии».

В Казахстане сотни человек находятся в тюремном заключении по обвинению в экстремизме, закрыто сообщество ахмадийцев, руководитель которого был вынужден бежать из страны.

Многие политологи оценивают работу ДУМКа как недостаточную и видят пути борьбы с религиозным радикализмом прежде всего в целенаправленной работе с населением. Также они призывают имамов открыто выступать против несвойственных Казахстану религиозных течений.

Главный имам мечети «Хазрет Султан», зампредседателя ДУМКа Серикбай Ораз выражает позицию ДУМКа и говорит, что борьба с экстремизмом и терроризмом проводится незаметно, на идеологической площадке, куда не могут вмешиваться государственные структуры.

Также он поднял другие проблемы на заседании клуба «Эксперт» 10 июня: «Специалистам, окончившим вузы, мы предложили бы поехать работать имамами в сёла, однако не можем обеспечить их зарплатой. Поэтому более 250 из 600 исламоведов, выпускников университета «Нур Мубарак», занимаются другой деятельностью. Мы не можем привлечь их для работы у себя. Двум тысячам из 3600 религиозных специалистов в Казахстане мы не можем найти зарплату в размере 70–80 тысяч тенге. Лишь в 500 из 2500 мечетей в стране поступает достаточное количество подаяний и налогов» — говорит он.

По данным Серикбая Ораза, около 30 процентов «общины, которая ежедневно читает намаз, — представители других течений ислама».

«У нас нет права просить их покинуть мечеть только потому, что они придерживаются салафизма или каких-либо других течений. Они уважительно относятся к нашим имамам и внимательно слушают их проповеди. Однако основную идеологическую силу и основное направление они получают через Интернет, от каких-либо зарубежных шейхов или теологов», — говорит он.

Председатель комитета по делам религий при министерстве культуры и спорта Галым Шойкин удивил тем признанием, что «до этого дня в высших учебных заведениях не готовили специалистов по борьбе с религиозным экстремизмом».

Председатель комитета по делам религий при министерстве культуры и спо Председатель комитета по делам религий при министерстве культуры и спорта Галым Шойкин

«Поэтому имамам нужно оказать поддержку в повышении их квалификации, образования, потенциала, в том числе в совершенствовании методики борьбы с религиозным экстремизмом. Произошедшее в Актобе дало толчок обществу. Прежде общественные организации, интеллигенция проявляли равнодушие и лишь наблюдали со стороны. Сейчас мы должны воспользоваться появившимся иммунитетом», — говорит Шойкин.

Справка

По данным комитета по делам религий, с 2015 года был ограничен доступ к более 22 тысячам противозаконных религиозных материалов, 21 тысяча материалов удалена из ресурсов сайтов, 1205 материалов было заблокировано по решению суда.

Заместитель председателя Центра помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нұрлы білім», член РИПГ при ДУМК Рустем Сыздыков считает, что события в Актобе – это не что иное, как «акт террора против легитимной власти, демонстрация неповиновения и устрашения с целью запугивания и оказания влияния на общественное мнение». Он предлагает законодательно запретить все нетрадиционные деструктивные вероучения на территории Казахстана (запретить деятельность нурсистов, сулейманистов, гюлленистов, коранитов, ахмадитов, псевдосуфиев, неопротестантских течений и т.д. – прим. ред.). В качестве профилактического лекарства Сыздыков предлагает повышать религиоведческую грамотность населения, что, по его мнению, «поможет сформировать толерантное, миролюбивое, гуманное религиозное сознание и иммунитет против агрессивной радикальной идеологии деструктивных течений».

Казахстан в течение длительного периода был фактически оторван от других центров ислама, что послужило причиной усиления стремления к контактам с мусульманскими странами с целью создания духовного климата. Важным шагом для консолидации с мусульманскими странами стало в 1995 году вхождение Казахстана в Организацию «Исламская конференция» (ОИК). Участие в работе ОИК и в целом положительный имидж государства способствовали возложению на Казахстан особой ответственности в 2011 году – он возглавил Совет министров иностранных дел ОИК.

Духовное управление мусульман Казахстана

Духовное управление мусульман Казахстана Совещание Духовного управления мусульман Казахстана. Источник фотографии: radiotochka.kz

Сегодня мусульманскую общину Казахстана возглавляет Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК). Как самостоятельная организация ДУМК оформился в 1990 году, еще до провозглашения независимости Казахстана. С 1941 года исламская община республики входила в состав Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана.

ДУМК следует установлениям суннизма ханафитского мазхаба, отличающегося толерантностью. Это течение наиболее популярно среди казахов, уйгуров, узбеков и татар, проживающих в Казахстане. Мусульмане мирно уживаются с представителями иных конфессий и направлений ислама.

Многие теологи, политологи и политики придерживаются мнения о том, что политизация религии – ошибка, которая может привести к серьезным последствиям и кровопролитию. Особенно в традиционно сложившихся условиях толерантности Казахстана государство должно относиться ровно к религиозным взглядам граждан, держа в первую очередь курс на диалог религий.

Кто стоит за терактом в Актобе?

В начале лета 2014 года суннитские боевики ультрарадикального толка, называющие себя «Исламским государством», захватили часть территории Ирака, Сирии и Ливии. Целью уничтожения стали шииты и религиозные меньшинства. Тысячи бойцов из разных стран примкнули к ним. Правительственные войска Ирака и курдские отряды Пешмерга совместно с международной коалицией под началом США в ноябре приступили к освобождению некоторых городов. Осенью 2015 года правительственным войскам Сирии, воюющим против ИГ, открытую поддержку начали оказывать Россия и Иран.

Ответа на основной вопрос, возникший после теракта в Актобе, – кто стоит за террористами – пока нет.

Западные наблюдатели считают, что события прежде всего характеризуют борьбу за власть. Например, главный эксперт по Центральной Азии частного аналитического агентства GPW Кейт Маллинсон сказала в интервью Би-би-си, что «события в Актобе говорят не столько о всплеске исламского экстремизма, сколько о серьезной борьбе политических элит Казахстана».

Директор КИСИ Ералан Карин уверен, что террористические действия совершены одной из спящих ячеек радикальных религиозных фанатиков. Он приводит исторические факты: «В начале XXI века ваххабитские проповедники из Дагестана вели активную пропаганду, которая привела к нескольким небольшим терактам в 2011–2012 годах. Но в республике стали заниматься профилактикой терроризма, и так называемые «джамааты» были ликвидированы». Однако под воздействием массированной пропаганды в Интернете и на фоне событий в Сирии подобные спящие ячейки начинают сегодня напоминать о себе».

События в Актобе случились после трех лет спокойствия. Во всем мире в 2015 году произошли около 12 тысяч терактов, 92 страны стали жертвами террористических атак. Казахстан считали «островком стабильности» в центрально-азиатском регионе.

Что же касается границ самой России, то, кроме Казахстана, источником террористической угрозы могут быть и республики Северного Кавказа.

Лилия Цимбалистова


Смотреть комментарии

avatar
1 sirenkovad
Конечно же, такое нужно пресекать. Ведь такие действия, когда создаются различные вооруженные группировки со своими требованиями, ведут к тому, что страдают в конце концов, как и всегда, обычное мирное население. Хорошо, что есть благоразумные люди, которые сумели найти в себе силы отказаться выходить, когда началась атака. Думаю что нужно удвоить и утроить работу с населением страны. Имамы, не виноваты в этом, в этом виноваты отдельные личности. Но необходимо проводить больше просветительных духовных и религиозных работ с населением, чтобы люди не слушали речи лжецов и не шли у них на поводу.
avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф