Жизнь в татарском мире движется своей чередой: татаро-мусульмане держат уразу, проходят ифтар-маджлисы во всех точках, где они живут, открываются новые мечети. Но во время этого Рамадана произошло историческое событие – татары селе Алькино (Гали) в Самарской области восстали против приезжих, радикально настроенных мусульман и требуют, чтобы они покинули деревню. Наверное, следует задаться вопросом: Как построить татарский мир с традиционным пониманием ислама?
Ответ татарского мира – нет радикализму в исламе!
Конечно, печально, что среди татар, которые являются главной опорой российского ислама, после распада СССР распространились радикальные течения. И самое трагичное то, что татары вынуждены изгонять своих же сородичей из деревни из-за того, что они распространяют радикальные течения в селе.
Что же случилось на самом деле в самом большом селе Самары Алькино? В нее недавно переселились татары из Новосибирска и начали толковать ислама, выступа против традиционных маджлисов, идя вразрез установившихся правил . И самое главное, они начали втягивать в свои ряды молодежь, причиняя им моральный вред. Ведь как стало известно, у ребят появились психологические отклонения. Чего только стоит один случай в мечети – гость из Новосибирска силой заставил юношу раздвинуть ноги, махать руками на намазе, как это делают представители не традиционного для татар мазхаба. Все эти явления взбудоражили жителей села, и они приняли обращение, где говорится, что «наблюдая за вашими действиями, внешним обликом, поведением, жители села пришли к выводу, что вы, поселившись в нашем селе, ввели в заблуждение его жителей, сельскую интеллигенцию, представителей духовенства». Жители села утверждают, что они пользуется любым моментом втягивания молодежи в секту: в школе, в мечетях, при любых встречах и т.д.».
Стоит отметить, что это первый яркий случай и пример, когда народ поднялся против неестественной для этих мест идеологии.
Есть русский мир. Создадим ли татарский?
До революции 1917 года татаро-мусульмане жили одним целым – своим татарским миром. Главной опорой и генератором татарского мира был муфтият во главе с одним муфтием. Но 90-ые годы прошлого века принесли нам демократию и демагогию, в результате чего, единый татарский мир развалился на разные духовные управления. Именно из-за этой тенденции, в татарский мир начали проникать другие течения и мы, по сей день, не можем придумать им достойную альтернативу. Собственно, а что такое татарский мир? Под этим понятием надо воспринимать сложившиеся понятия, такие как: мектеб, медресе и махалля, которые были регуляторами татарской нации до революции 17-го года. Поэтому надо четко сказать, что чужие мусульманские идеологии рушат татарский мир, татарские каноны. И непонятно, почему некоторые татарские деятели поддерживают радикально настроенных мусульман, и озводят их в ранг «мучителей» за чистый ислам. Все это иллюзия и политиканство. Как можно защищать такого человека, который отрицает твой родной язык и культуру?
Может, не будем паниковать?!
На сегодняшний день для развития татарского мира есть все условия: создание приходов, строительство мечетей, открытие школ. Сегодня Россия демократична к мусульманам как никогда. Но ни в коем случае не стоит вбивать клин между властью и уммой. Вот, например, в статье «В третьем Риме третий лишний?» Ринат Мухаметов сделал поспешность тем, что РПЦ при поддержке президента Путина создает русский мир, становясь центром православия, и в результате чего мусульмане будут лишними в России. Давайте попробуем разумно проанализировать ситуацию и сделать для татаро-мусульман полезные выводы. Во-первых, если РПЦ создает русский мир, где существуют русские приходы, то татарские муфтияты параллельно тоже должны задуматься о создании единого татарского мира. Ведь вся проблема в том, что некоторые люди не признают понятие татарского мира, ссылаясь на то, что в исламе нет наций. Но каждая нация по крупинкам создает единую умму и этот факт невозможно отрицать. Поэтому, когда будет единство татарского мира, станет возможным развитие традиционного для татар ислама. Кстати, татаро-мусульмане тоже отмечают день принятия ислама в Булгарах, но вот только не все муфтии это событие посещают.
В конце хочу сказать, что последние события в Самарской области показали потенциальную силу татарского мира, что татаро-мусульмане могут еще защитить свои ценности, которые они строили в российских условиях в течении пяти веков. Алькино – это маленькая часть татарского мира, где люди пытаются сохранить свой сложившийся уклад, и то, что там произошло, возможно, будет повторяться где-нибудь еще, так как разногласий среди татар в религиозной среде много.
Александр Долгов