Завершающаяся неделя в Татарстане ознаменовалась целым рядом мероприятий посвященных татарскому языку. Неудивительно, ведь 26 апреля Татарстан отмечает день рождение великого татарского писателя Габдуллы Тукая.
По этой причине хотелось поговорить о связи между татарским языком и исламом. Конечно, при желании можно свести весь смысл к тому, что для ислама не имеют значения национальные различия и единственный язык ислама это арабский. Однако это все будет исключительно идеальной моделью, которая не имеет ничего общего с реальностью. Безусловно, языком номер один для ислама является арабский. Это язык Корана, на нем говорил наш Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, его сподвижники, и на нем написано большинство богословский трудов. Однако, что такое язык ислама? Язык ислама это и тот, который пропитан духом и терминологией ислама, это язык на котором веками читались проповеди, велся религиозный призыв, писались мусульманские богословские труды, одним словом это язык мусульманского народа. Языки ислама – это персидский, турецкий, пуштунский, боснийский, таджикский, узбекский, татарский и многие и другие.
Татары вообще являются северным форпостом ислама, самым северным мусульманским народом. Нигде в мире нет средневековых минаретов севернее булгарских, мечетей XVIII века, севернее казанских. Это факт. Предки татар в IX-X веках основали на Средней Волге целую мусульманскую цивилизацию, которая жива до сих пор. Именно тюркский язык Волго-Уралья в течение более 1 000 лет был языком ислама здесь. Конечно, татарские/булгарские ученые владели и арабским и персидским и другими языками. Это было нормой, но главным и основным языком для всех был именно поволжский тюрки, который сейчас называют татарским языком.
Татарский язык, как и вся татарская культура, был непосредственно связан с исламом, можно сказать, что именно благодаря исламу татарский язык развивался. Именно благодаря богословским трудам татарский язык из простого народного, превратился в высокоинтеллектуальный язык. Ислам в течение веков, особенно после захвата и уничтожения Казани, был корпусом, каркасом, который сохранил татар, татарский язык и татарскую культуру. Несмотря на волны насильственной христианизации, физического давления, уничтожения столицы и разрушения мечетей татары смогли сохраниться как народ именно благодаря строгой приверженности исламу.
Ислам вел за собой татарскую культуру и татарский язык. В XIX веке именно в татарской среде появились выдающие мыслители, которые смогли внести в историю и культуру ислама вклад, который еще, до сих пор, недооценен.
Именно по этой причине татарский язык сейчас не должен потерять той прежней роли, которую он выполнял для наших предков. Особенно важно, что центры ислама в современном Татарстане, а под ними подразумеваются мечети, медресе, мусульманские издательства и т.д., стали местом сохранения и развития не только ислама, но и татарского языка. Чтобы ислам и татарский язык, как и 1 000 лет до этого шли рука об руку, поддерживая друг друга и развивая. Так повелось у татар испокон веков, почему бы не сохранить эту традицию сейчас? Ведь именно ислам и язык спасли татар от ассимиляции, позволив сохранить им традиционные ценности.
Конечно, в Казани должны быть 1 или 2 мечети, где бы проповедь шла на русском языке, чтобы те наши братья, которые не знают татарского, получили возможность понимать смысл слов имамов. Однако если сейчас руководство нашей республики и муфтията заострили внимание на возрождение и сохранение традиционных ценностей, то без развития татарского языка это осуществить просто невозможно. Это надо четко понимать.
На фоне попыток наезда на татарский язык со стороны оппозиционеров в республике, необходимо мобилизовать все возможные силы для развития татарского языка. И это касается не только образования и СМИ. Исламское пространство является последним рубежом для татарского языка. Если он и здесь окажется ненужным и невостребованным, то можно забыть о его существовании.
Сулейман АЙДИНОВ