Последние 20 лет на территории Татарстана происходит то, что принято называть исламским возрождением, или как пишет ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин «исламским ренессансом».
Во многом на начальном этапе, в 1990-е годы этот «ренессанс» происходил в русле общего национального возрождения в регионе. Для сравнения: в 1987 году в Татарской АССР было 18 зарегистрированных мусульманских общин, а через десять лет, в 1997 году, после того, как в Татарстане набрало силу национальное движение, мусульманских общин уже было более 700. Однако в 2000-е годы ситуация стала меняться в сторону укрепления позиций мусульманских организаций.
По мнению петербургского социолога Эдуарда Понарина, в конце 1980-х - начале 1990-х годов татарское национальное движение было ведущей силой по отношению к исламу. И было это связано с тем, что ислам многими воспринимался как часть татарской этнической культуры. Некоторые исследователи даже считали, что Духовное управление мусульман Татарстана фактически являлась фракцией национального движения.
Конечно, ислам всю историю татар был важнейшим фактором, объединившим их как один народ и его роль в сложении татарской нации сложно переоценить. Однако стоит признать, что в 1990-е годы мы имели дело скорее с символическим исламским возрождением. Например, по данным казанского социолога Розалинды Мусиной, несмотря на то, что в 1990-е годы мусульманами считали себя более 80% татарской молодежи, регулярно религиозные обряды совершали только порядка 6 %. Таким образом, реально практикующих мусульман было немного.
По мнению ряда исследователей, ситуация стала меняться в 2000-е годы. Появилась большая прослойка молодых практикующих мусульман, которая отличается своей активностью. Убедиться в произошедших изменениях можно на примере заполняемости мечетей и количеству девушек в мусульманских платках в городах Татарстана.
Но самое главное изменение это то, что мусульманская умма Татарстана уже перестала быть той самой «фракцией» национального движения. И связано это – как с кризисом, который переживают националистические организации, так и с усилением позиций мусульманских структур. Исламское сообщество проявляет сейчас большую активность в публичной сфере. Различные мусульманские организации стали проводить множество мероприятий привлекающих внимание со стороны СМИ и общественности.
Значение мусульманского фактора при этом оценило и руководство Татарстана, которое стремится утвердить центральную роль Казани в мусульманском сообществе России и таким образом сблизиться с остальным исламским миром. С этой целью в Татарстане проходят различные крупные международные мероприятия по мусульманской тематики, среди которых: Фестиваль мусульманского кино «Золотой минбар», Первый семинар “Исламские банки – банкинг и страхование”, совместная выставка Лувра и Эрмитажа «Исламское искусство: от Китая до Европы», Саммит Исламского Бизнеса и Финансов, Инвестиционная конференция Исламского банка развития, Конференция Академии наук исламского мира “Наука и технология за устойчивое развитие в исламском мире” и другие.
Президент Татарстана Минтимер Шаймиев получает все большое признание в мусульманском мире. В 2007 году он стал первым российским лауреатом Международной премии имени Короля Фейсала, которую ему вручили в столице Саудовской Аравии – Эр-Рияде. В этом году его включили в список 500 наиболее влиятельных мусульман мира. Шаймиев регулярно посещает мусульманские страны, встречаясь с первыми лицами этих государств. Укрепляя имидж Татарстана и России в исламском мире.
Как отмечают наблюдатели, все больше становится практикующих мусульман среди руководства республики и города. Таким образом, можно говорить о том, что за крахом, который потерпели различные националистические организации, в Татарстане возрастает роль Ислама. 19,99 Kb
Отдельного разговора требует проводимый ежегодно в городе Булгар праздник, который посвящен принятию ислама предками татар. Помимо Центрального Духовного Управления Мусульман, Духовного Управления Мусульман Республики Татарстан, Совета Муфтиев России и Исполкома Всемирного Конгресса Татар с 2009 года среди организаторов этого мероприятия значатся Министерство культуры РТ и Управление по делам религий при КМ РТ. Обращение республиканских ведомств к проведению этого форума, конечно, радует. Ежегодно на это мероприятие собирается до 20 тысяч татар со всей России и оно является знаковым событием для всего татарского народа. Традиция посещения татарами этого значимого для развития ислама места имеет многовековую историю, однако, только с 1989 года с подачи Талгата Таджудина это посещение получило такой организованный и целенаправленный характер, когда каждый год 13 июня тысячи татар отправляются в Булгар, чтобы отметить важнейшую дату в истории предков татар. Таким образом, это новая традиция на основе которой происходит сближение мусульманской и татарской идеологий.
Однако смущает один факт, который может дискредитировать изначально хорошую идею. Некоторыми мусульманскими и государственными деятелями посещение Булгара приравнивается к совершению хаджа (иногда используют термин «малый хадж»), что является с точки зрения ислама грубой ошибкой и может нанести больше вреда, чем пользы, поскольку единственным местом, куда мусульманин может совершить хадж является город Мекка. Подобное вольное использование слова «хадж» только наносит вред и портит имидж татар как просвещенной исламской нации в глазах других мусульманских народов России и мира, а также вносит раскол внутри самого народа, поскольку значительную часть татарских мусульман отталкивает неправильная интерпретация этого форума. А особенно печален, тот факт, что называя посещение Булгара хаджем, данные деятели дают очень мощный козырь в руки представителей различных нетрадиционных для нашей страны и даже радикальных направлений ислама. Для любого молодого человека обратившегося к исламу очевидно, что местом для хаджа может быть только одно место на планете – Мекка.
Показателен в этом отношении проводимый ежегодно в Булгаре летний Фестиваль мусульманской молодежи. В массе своей на нем собираются татары исповедующие ислам из разных уголков России. Организаторами этого форума выступает Управление по делам религий при КМ РТ, ДУМ РТ и молодежный центр «Идель». Сама идея форума прекрасна, уровень организации не вызывает никаких вопросов – все хорошо продумано и организовано. К молодым мусульманам, которые отдыхают на фоне древних минаретов и прекрасных волжских пейзажей, приезжают известные мусульманские ученые и имамы, которые читают полезные лекции, для них устраивают интересную культурную программу, организуют спортивные соревнования, одним словом созданы все условия для того, чтобы мусульмане из разных регионов страны общались и получали знания. Однако сам факт нахождения в таком значимом месте как Булгар, конечно, актуализировал вопрос его роли в современном российском исламе, что привело к жарким спорам и разногласиям среди участков Фестиваля. Тот факт, что из Булгара сделали аналог Мекки, смущал даже патриотично ориентированных мусульман ханафитского толка, что неудивительно, поскольку такая аналогия крайне опасна. Стоит ли говорить, каким сильным козырем он был в руках тех, кто скептически относился к роли мазхабов в современном исламе? Как бы Булгар не превратился из места объединяющего мусульман, в точку их раскола.
Роль же ислама на современном этапе развития татарской нации может стать определяющей и это связано не только с ключевой ролью ислама, как культурного фактора объединяющего народ, но и как этического свода, позволяющего решать многие проблемы современности. Алкоголизм, наркомания, кредитная система, загнавшая современную экономику в тупик, бедность, прочие примеры социальной несправедливости, со всеми этими проблемами можно было бороться эффективнее, имея в обществе здоровое религиозное начало. Кроме того, особое отношение к труду и ответственности продиктованное мусульманской этикой могло бы стать серьезным модернизационным ресурсом. Однако для этого мусульманам необходимо активнее участвовать в социальной жизни общества, а не замыкаться исключительно в рамках своего сообщества. Мусульманам необходимо интенсивнее заниматься науками, осваивая религиозные знания, активно получать образования по светским специальностям (как гуманитарным, так и точным и техническим), работать в СМИ, ВУЗах, в государственных и коммерческих структурах. Очень часто приходится слышать, что среди выдающихся мировых ученых последних, наверное, 500 лет практически нет представителей мусульманских народов. Исламские страны находятся на периферии научно-технического прогресса, большинство мусульманских государств, имеющих достойный уровень жизни своего населения, являются сырьевыми странами торгующими нефтью, такие как Саудовская Аравия и ОАЭ (исключение здесь составляет разве что Турция), остальные же, такие как Афганистан, Пакистан, Алжир, влачат жалкое существование. И это все правда, притом горькая.
Татары же еще до революции отличались одной из самых прогрессивных и конкурентоспособных исламских богословских школ. За последние 100 лет из числа татар вышли выдающиеся физики, химики, промышленники, лингвисты и другие ученые, а Татарстан стал производить самолеты, грузовики, вертолеты, продукты нефтехимии, которые активно покупают в тех же арабских странах. Одним словом, мы хотим стать просвещенной нацией или оказаться в ситуации Афганистана или Пакистана? Ответ очевиден.
Татары, находясь на стыке восточного и западного мира, имеют шанс взять отовсюду самое лучшее. Однако, к сожалению, на нашу почву порой приходят самые нежелательные веяния как с Европы, так и Азии. С одной стороны в наши двери стучится алкоголизм и оболванивание массовой культурой, а с другой – ограниченный фанатизм, нашпигованный экстремистским содержанием. Каким образом нам удастся воспользоваться своим положением?
Для начала необходимо отказаться от многих стереотипов. Во-первых, осознать, что наука (как гуманитарная, так и естественная) может развиваться без конфликта с исламскими ценностями. Во-вторых, мы должны четко понимать, что, несмотря на то, что ислам является мировой религией, он не отрицает национального своеобразия исповедующих его народов. Обезличенный, отрицающий культурную мозаичность ислам не имеет перспектив на нашей земле, просто потому что он не приспособлен к нашим условиям. Безусловно, можно попробовать подражать арабским братьям-мусульманам, живущим в южных странах, полностью копируя их образ жизни. Однако, каков в этом смысл? В наших краях это выглядит как эпатаж и не более, который, кстати, может только оттолкнуть многих людей от религии.
С другой стороны, одной из самых больших ошибок, которую совершили деятели и идеологи татарского национального движения является недооценка исламского фактора в формировании татар как передовой и единой общности. Возможно, это связано с тем, что большинство лидеров национально-ориентированных организаций воспитывались в советское время и ислам для них всегда оставался исключительно символическим элементом. Например, вольное обращение с религиозными текстами таких авторов как Рафаэль Хакимов, только отталкивает многих мусульман от осознания ценности национальной культуры. Стоит отметить, что Хакимов, являясь великолепным специалистом в области федерализма, публицистом, отличным политтехнологом и администратором, совершил серьезную ошибку своей вольной интерпретацией религиозных текстов.
Это серьезная ошибка, которую совершили лидеры национальных организаций привела к тому, что они лишились, возможно, важнейшего своего союзника. Сейчас степень их влиятельности ничтожна, в этом можно убедиться, посмотрев, сколько людей они в состоянии привлечь на свои акции. Как уже было отмечено, радует, что на сцену выходит новая генерация татарского молодого поколения, осознающая ключевую роль ислама и что таких людей становится все больше и среди государственной и бизнес элиты Республики.
Следует отметить, что имеется ответное движение и со стороны мусульманских организаций, большинство мероприятий которых начинают носить все более подчеркнуто татарских национальный характер. В частности, это прослеживается в мероприятиях Союза мусульманок Татарстана. Например, в содержании проводимого им в Казани ежегодно конкурса «Мусульманка / Мусульман туташ» имеется серьезная национальная составляющая. Во-первых, все мероприятия проходятся на татарском языке: исключительно на этом языке говорили ведущие, конкурсантки, члены жюри и гости конкурса. Во-вторых, тематика вопросов для девушек также касается татарской национальной истории, культуры, традиции. В-третьих, в одежде мусульманских конкурсанток присутствовали национальные элементы, а часть мероприятия они провели в национальных костюмах.
Стоит отметить, что во всех выступлениях, в постановке самого конкурса отчетливо читалось стремление продемонстрировать другую систему ценностей, которая альтернативна западному образу жизни. Попытка рассказать об этих ценностях используя типично западную форму – конкурс красоты – видимо, связана со стремлением организаторов подчеркнуть, что традиционные ценности вполне могут быть актуальными и конкурентоспособными и в наши дни.
Интересным также примером сближения позиций мусульманской и национальной идеологий является тот факт, что ежегодно отмечаемый 11 октября татарскими националистами «День скорби» в связи с взятием в 1552 году Казанского ханства стал именоваться также «Днем шахидов» и получил религиозный подтекст за счет участия в шествии некоторых представителей мусульманского духовенства и исламских активистов.
Таким образом, к концу первого десятилетия XXI века мы стали наблюдать постепенное сближение мусульманской и национальной идеологий. Только если раньше мусульманская составляющая имела второстепенный характер, поскольку воспринималась только как часть общего национального движения, то в начале 2000-х годов ситуация стала меняться.