Общероссийское
информационное агентство мусульман
23
Суббота
ноября
news agency
of Muslims of Russian Federation

Тайм-менеджмент в жизни Пророка Мухаммада

Дата: 22.06.2012 Версия для печати
Тайм-менеджмент в жизни Пророка Мухаммада

В предисловии к своей книге «100: величайшие люди в истории» (The 100: A Ranking of the Most Influential Persons in History) Майкл Харт отметил высочайший успех деятельности Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как в религиозной составляющей жизни общества, так и в социально-экономической.

Община мусульман, в начале миссии Посланника составлявшая 4 человек – самого Пророка, его жены Хадиджа, близкого друга Абу Бакра и двоюрдного брата Али - достигло численности в несколько сот тысяч к концу жизни нашего Пророка. Из всех сподвижников только около десяти тысяч погребены в Медине, остальные же ушли в мир иной самых в разных концах света, распространяя Слово Божье. Вопреки широко распространенному мнению в западном обществе, Пророк Мухаммад не провел большую часть своего времени на полях сражений. А вместо этого его ежедневная деятельность в большей степени заключалась в поклонении, молитвах и проведении достаточного количества времени со своей семьей и сподвижниками. Также Посланник Всевышнего был образцом в умении рационально использовать свое время. В данной статье мы попытаемся рассмотреть некоторые аспекты тайм-менеджмента Пророка, которые он применял в своей жизни. Если исследовать жизнь досточтимого Мухаммада сквозь призму тайм-менеджмента, то можно увидеть четыре главных принципа. Интересно, что эти принципы сходятся с основными принципами современных экспертов в области тайм-менеджмента:

  1. Понимание ценности времени, и следовательно, эффективное использование каждого свободного промежутка времени

  2. Руководство своей пророческой миссией во всех делах, выстраивание важных пунктов и приоритетов при планировании любой деятельности исходя из этого

  3. Построение политики рационального использования времени

  4. Постановка и выполнение всех задач в установленные сроки

Понимание ценности времени

О ценности времени подчеркнуто во многих аятах Священного Корана и высказываниях Пророка. В частности, Всевышний Аллах клянется временем в начале суры «Аср», (Предвечернее время). По мнению многих толкователей Корана, подобное упоминание указывает на важнейшее значение времени. «(1). Клянусь предвечерним временем, (2). поистине, человек ведь в убытке, (3). кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!». Также еще одно такое упоминание времени приводится в суре «Утро» (93): (1) Клянусь утром (2) и ночью, когда она густеет!..»

Из жизни нашего Пророка можем узнать, что у него были молитвы на многие случаи жизни. Например, молитва при начале выполнения какой-либо работы, приеме пищи, отправлении в путь, во время болезней, при входе в омывальную комнату и много других. Благодаря этим молитвам Посланника ко Всевышнему можно увидеть, что в его жизни не было ни одной свободной минуты, каждая частичка времени была занята полезной деятельностью или поминанием имен Аллаха. Передают об одном случае из жизни Пророка, когда он не поздоровался по пути с одним из благоверных, который проводил свое время праздно без дела. А на обратной дороге он поприветствовал этого человека, так как тот был уже занят работой. Свой поступок Посланник Всевышнего объяснил следующими словами: «Большинство людей находятся в убытке из-за того, что не осознают ценности двух вещей, дарованных Господом: здоровья и времени» (Бухари).

Руководство своей миссией

После начала пророческой миссии вся жизнь Пророка Мухаммада была сосредоточена вокруг распространения исламской веры. Основной целью его жизни стало выполнение миссии служения Господу и донесения Его послания человечеству. Это включало в себя два аспекта: свое личное духовное совершенство, будучи лучшим из людей, и призыв к вере других, своими деяниями показывая пример всей общине. Его жизненные ценности и приоритеты были полностью сформированы исходя из заповедей Священного Корана, а также из личного общения с Господом. В своей прощальной проповеди во время последнего паломничества, где собрались десятки тысяч сподвижников, он спросил: «Свидетельствуете ли вы, что я выполнил свою миссию посланника Аллаха?» Конечно же, в ответ прозвучало единогласное громкое «Да!», сопровождаемое слезами.

Еженедельное планирование

В одном из хадисов, переданных ибн Аббасом, говорится: «Воскресенье – день для сеяния семян и строительства, понедельник - для поездок, вторник - для сдачи крови, среда - для подачи милостыни, четверг - для обращения с личными вопросами к правителям, пятница – для свадеб и проведения времени со своей семьей, воскресенье – для охоты в целях добычи пропитания». Этот хадис слабый и поэтому нельзя рекомендовать заниматься именно данными видами деятельности в каждый из этих дней. Несмотря на это, хадис указывает на идею распределения дней недели исходя из определенных видов занятий. Другой, более достоверный хадис передает: «Приобретайте знания каждый понедельник» («Фейз аль-Кадр»/Мунави). Еще один хадис подчеркивает важность совершения обряда бракосочетания в пятницу и необходимость полного омывания в первую половину пятницы. По этим хадисам можно проследить, что у Посланника Всевышнего был еженедельный график с предпочтительными видами деятельности в каждый день недели.

Ежедневный распорядок

Более детальную информацию о тайм-менеджменте из жизни нашего Пророка можно почерпнуть из его ежедневного распорядка. Некоторые виды его деятельности носили постоянный или спонтанный характер. Спонтанная деятельность включала в себя прием послов, представителей разных племен, встречи из-за первой необходимости, помощь к незнакомцами, чужеземцам и др. Эти мероприятия проходили вне запланированных временных интервалов. Кроме того, если человек приезжал к Пророку для разовой встречи, то он принимался при первой же возможности. Если же кто-то приезжал в Медину на несколько дней, то его прием вносился в запланированный график встреч Посланника. Подтверждением тому может служить повествование о приеме представителей племени Таифы. Так как представители племени оставались в Медине на некоторое время, досточтимый Мухаммад встречался и разговаривал с ними после каждой ночной молитвы. Когда же в одну из ночей Пророк отложил встречу с ними, представители Таифы обратились к Мухаммаду: «О, Посланник Аллаха! Почему же ты сегодня не пришел к нам в обычное время. В чем причина твоего опоздания?» («Усд аль-Габа»/Ибн Асир).

Повседневная жизнь Пророка

Времена намаза образовывали каркас, вокруг которого строилась повседневная жизнь Пророка Мухаммада. Ежедневный распорядок занятий Пророка основывалсяь на двух принципах: 1) все действия выполнялись в определенные временные промежутки каждый день 2) каждое действие должно было уложиться в свой временной лимит.

Всевышний установил для нас каждый намаз в определенное время, и важно их выполнение вовремя. По этому поводу Посланник сказал: «Самое лучшее деяние мусульманина – вовремя совершенный намаз» (Бухари, Муслим). И желательно выполнение намаза в начале временного интервала, предназначенного для этого намаза. Нельзя запаздывать со временем выхода намаза даже на минуту, в ином случае придется восполнять пропущенный намаз. Именно жесткие временные рамки совершения молитв дают мусульманину возможность понимать ценность времени.

Пророк относился очень ответственно к составлению своего ежедневного графика. Любое изменение в ежедневном распорядке досточтимого Мухаммада не оставалось незамеченным в общине мусульман. Например, один из сподвижников передал, что видел Посланника Господа на улице в то время, которое он обычно проводил дома («Усд аль-Габа»), что было очень удивительно.

Ночная деятельность Пророка

Повествования сподвижников показывают, что Пророк Мухаммад разделял свою ночь на три отрезка. Одну часть он проводил в поклонении, другую уделял своей семьей, а третью – своим личным делам. Иногда он выделял свое личное время сподвижникам.

Посланник Господа обычно прекращал свои дневные занятия после захода солнца. Но он не проводил свой вечер в отдыхе – иногда беседовал со сподвижниками вечером или после ночного намаза. Рассказывают, что Пророк не спал перед ночной молитвой, и не любил разговаривать после нее (Бухари). Также со слов досточтимой Аишы передают, что Пророк обычно ложился спать после ночного намаза, а потом вставал для поклонения Господу миров в более поздней части ночи (Ибн Маджа). В исключительных случаях Посланник Всевышнего оставался бодрствовать и занимался общественными делами до глубокой ночи.

Досточтимый Мухаммад много ночных часов проводил в поклонении, молитвах и размышлении. Примерно 2/3 или даже ¾ ночи он проводил в поклонении Всевышнему. Это занимало от 4 до 7 часов, в зависимости от времени года. Важность совершения ночных молитв передает нам священный хадис: «Каждую ночь Всевышний обращается с небес: «Есть ли кто, который раскаивается в своих грехах – Я прощу его, есть ли кто, который обращается с молитвой – Я приму его молитву» («Усд аль-Габа»). Также Посланник Господа приводил в пример ночное поклонение пророка Давуда: «Ночная молитва пророка Давуда является наилучшей в глазах Бога. Он спал в первой части ночи, потом вставал и проводил большую часть ночи в молитвах и поклонении, ложась снова спать на некоторое время перед рассветом» (Бухари, Муслим).

Дневная деятельность Пророка

Посланник Аллаха запрещал своим сподвижникам спать после утренней молитвы. Обычно он оставался в мечети до восхода солнца и проводил время в беседах с сахабами. Кроме религиозной тематики, эти беседы временами носили даже более развлекательный характер. Известно, что иногда в это время можно было увидеть Пророка со сподвижниками улыбающимися (Муслим).

После утренних бесед с сахабами Пророк Мухаммад уделял некоторое время своей семье. Он обычно завтракал в это время в те дни, в которые не постился. Известно, что Посланник Всевышнего питался дважды в день – поздним завтраком и обедом. Ближе к полудню он прерывался на короткий дневной сон, советуя это и своим сподвижникам, так как небольшой дневной сон способствует большему времени бодрствования во время ночных молитв. После полуденного намаза Пророк занимался общественными вопросами. Кроме того, снова уделял небольшое время своей семье. В мекканский период пророчества наш Пророк был женат на досточтимой Хадидже в течение 25 лет. Своих остальных жен он взял только после ее смерти, когда ему уже было больше 50 лет. Тому, что у Пророка было несколько жен было три причины: 1) он брал в жены вдов своих близких сподвижников, 2) также он женился на дочерях правителей других племен, в целях установления дружественных отношений с этими племенами, 3) женился на благоверных женщинах с особым статусом, которые впоследствии стали проповедницами ислама другим женщинам. Третий пункт особенно важен, так как только жены Пророка смогли передать некоторые вопросы исламской веры, касающихся женщин. При этом Посланник Аллах уделял равное внимание и время всем свои женам.

Заключение

В немусульманском мире является популярным образ Пророка Мухаммада, который рисует его как человека, который провел много времени на полях сражений. Однако же это очень далеко от истины. В данной статье мы рассмотрели жизнь нашего Пророка сквозь призму тайм-менеджмента. Картина, которая возникает после такого анализа, абсолютно не соответствует распространенным на Западе взглядам. Большую часть своей жизни он посвятил исключительно поклонению Всевышнему и молитвам. Другими важнейшими аспектами его жизни были вопросы своей общины и семьи. Также он относился очень пунктуально к своему времени – не тратил впустую даже лишнюю минутку и предостерегал от этого других. Кроме того, мы узнали, что у Пророка был очень плотный распорядок дня. Также он призывал не спать во время рассвета и прерываться от своих занятий на короткий дневной сон ближе к полудню. Кроме того, Посланник Всевышнего практиковал умеренность в еде, сне и разговорах, что способствует более рациональному использованию времени. Он старался воспользоваться любой возможностью для поминания Всевышнего и обращению к Нему с молитвой. В каждом своем деянии он руководствовался своей пророческой миссией. Интересно, что многие аспекты жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) рекомендуются экспертами как основные принципы тайм-менеджмента.

Юксель Асландоган, вице-президент Института межконфессионального диалога, Хьюстон, Техас

Журнал "Fountain"


Оставьте комментарий

avatar

Loading...

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Используется система Orphus
Система Orphus

Член Общественного совета ФСИН России, советник муфтия Татарстана по социальным вопросам, руководитель ОБФ «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов рассуждает о мигрантах, религии и просвещении в исправительных учреждениях на фоне трагедии в ИК п...


 Президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия стремится упрочить авторитет БРИКС в мире, сосредоточиться на решении глобальных и локальных проблем.


У каждой мамы малыша возникает вопрос: отдавать ребенка в детский сад или самой заниматься его воспитанием. Если семья мусульманская, то вопрос более актуален, так как в обычных дошкольных учреждениях ни питание, ни воспитание не соответствуют закона...

Казанский благотворительный фонд собрал и передал нуждающимся 60 тонн гушр-садаки. Гушр – это особый вид милостыни, когда отдают неимущим часть полученного за сезон урожая. Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подли...


«Ярдэм» в лицах

Новости партнеров
Loading...


Опрос
Откуда вы черпаете информацию об Исламе?
Всего ответов: 1483

Выбор редакции
Выбор редакции
Выбор редакции



Самое интересное
Индекс цитирования.
© 2009-2024 Информационное агентство "Инфо-ислам"
Все права на материалы опубликованные на сайте принадлежат медиа-группе "Ислам info". При использовании материалов гиперссылка обязательна. Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС 77 – 45781 от 13.07.2011г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Размещенные материалы 18+
Этот замечательный сайт сделан в студии Ариф