В сегодняшней современности есть расхожее мнение о том, что религия в своем целом препятствует прогрессу науки и что ее сторонников рассматривают как необразованных диких людей. Конечно, между религией и некоторыми "научными" теориями возникают разногласия, но это никоим образом не означает, что религия, включая ислам, отрицает науку. Напротив, мы можем увидеть, что в свое время ислам сильно способствовал научному развитию, а мусульмане оставили неизгладимый след в истории этой области.
Период с середины VIII века по середину XIII века в исламском мире был отмечен расцветом науки, который часто называют "Золотым веком Ислама". Этот период происходил в Арабском халифате, которое в то время было самым крупным государством. Уровень грамотности был очень высоким, мусульмане активно изучали Коран, арабский язык и жизнеописание Пророка Мухаммада. Возникновение библиотек стало широко распространенным явлением, а труды из Багдада и Дамаска попадали в различные части Арабского мира и даже за его пределы благодаря торговым связям.
Создание библиотек не только способствовало сохранению книг, но также стимулировало проведение исследовательских работ, научных собраний и дискуссий. Ученые пользовались уважением общества и имели свободный доступ к знаниям, что способствовало быстрому развитию науки в Халифате. Кроме того, активно проводились переводы зарубежной научной литературы. Труды известных ученых, таких как Пифагор, Аристотель и Платон, были переведены на арабский язык, освещены и дополнительно разработаны в мусульманском обществе.
В результате этого развития науки в Халифате произошел прогресс в таких областях, как военное дело, градостроение, мореплавание и другие.
Стоит отметить, что знаменитый мыслитель мусульманского средневековья Абу Хамид аль-Газали придавал большое значение развитию науки и техники в государстве и обществе. Он высоко ценил математику, логику, физику и медицину, утверждая, что человечество не может обойтись без этих наук. Однако аль-Газали считал, что мировоззренческие аспекты научно-технического развития должны быть под контролем религии.
Аль-Газали критиковал тех невежественных сторонников ислама, которые отрицали всю науку, считая, что она противоречит религии. Он писал, что истинное счастье в этом мире и загробном состоит в знании. Аль-Газали рассматривал науку с духовной и практической точек зрения, и его концепция классификации наук вызывает большой интерес. Согласно его подходу, науки делятся преимущественно на две группы:
1. Псевдонауки, которые не приносят человеку никакой пользы.
2. Науки, полезные человеку в этой жизни и в загробном мире.
Из представленной информации ясно, что аль-Газали не разделяет теологию и науку, а считает, что мировоззренческие аспекты науки и научно-технического прогресса должны находиться под контролем религии. Мусульманские богословы придают большое значение тому, что ислам способен органично соединить исторические достижения человеческой культуры, науки и научно-технического прогресса с современной культурой и научными достижениями.
Примером такого соединения являются успехи мусульманских стран в раннем средневековье во многих областях науки, таких как математика, медицина, философия и другие. Важным фактором такого успеха стало уважение к достижениям других народов и культур, которое проявлялось в мусульманском обществе. В 9-10 веках на арабский язык были переведены ценные труды по математике, физике, астрономии, философии, географии и медицине из греческого, персидского и индийского языков.
Одно из самых удивительных исторических событий о взаимосвязи религии и науки связано с историей освоения космоса и полетом человека на луну
Как известно 12 апреля 1961г. советский космонавт Юрий Гагарин
первым в истории человечества совершил полет на космическом корабле «Восток».
После полета Юрия Гагарина американских космонавтов на Луну
мусульмане многих стран обращались к своим духовным лидерам в том числе и к известному в мире мусульманскому богослову ректору знаменитого мусульманского университета Аль Азхар в Каире шейху
Махмуду Шалтуту ныне покойному с вопросами: Не нарушаются ли тайны Всевышнего Аллаха в связи с освоением человеком космоса, полетом человека на луну? Не является ли это опасным посягательством на тайны промысла Божьего
Шейх ответил однозначно: «нет, не является».
Наоборот, это соответствует призыву Аллаха изучать тайны природы. На
вопрос о том: «не является ли попытка посетить Луну
вероотступничеством?» шейх Махмуд Шалтут ответил: «Наоборот, это укрепляет веру в Аллаха».
Шейх вразил готовность посетить Луну, если его пригласят и если состояние здоровья ему позволит.
Поддержали стремление человека познать тайны космоса и
авторитетные иранские богословы аятолла Мир Сайд Мухуммад Бахбахани, шейх Бахааддин Нури и Хаджи Мирха Камраи.
Исходя из Корана они подчеркивали что Бог создал солнце и луну для человека, для того чтобы их изучали. Основываясь на айате из Корана: «Приблизился час и раскололась Луна»
Они писали что Коран много веков тому назад. Предсказано что на Луне происходят вулканические извержения По исламу считают они врата небес открыты и человек может проникнуть в эти врата. В доказательство они напоминают, что исламский праздник
Мирадж, посвященный вознесению пророка Мухуммада на небо, является призывом освоить Космос. А для освоения космоса и полета человека на Луну необходимы знание и наука.
Таким образом, можно сделать вывод, что ислам и наука связаны и не могут существовать друг без друга. Огромное количество важных научных исследований и открытий произошли благодаря мусульманским учеными. Так же, большое количество ученый мусульман доказывает, что ислам всегда поддерживал науку.
Зябирова Гельсем