Небольшая акция, организованная группой националистов против строительства новой мечети в Москве, развернулась в широкомасштабное обсуждение среди общественности о целесообразности строительства мечети.
11 сентября на Волжском бульваре Москвы прошла акция, в ходе которой организаторы собирали подписи против строительства новой мечети в московском районе Текстильщики. В ходе мероприятия было собрано около 1000 подписей. Организаторы акции объясняют свои действия тем, что мечеть будто бы затруднит парковку, а будущие прихожане будут негативно относиться к собакам, которые в исламе считаются нечистыми. Аргументы звучат весьма убедительно, видимо, жители района сильно переживают за судьбу своих питомцев.
Помимо этого оказалось, что ранее власти не разрешили строить на этом месте православную часовню, объяснив отказ отсутствием коммуникаций под этим участком. Поэтому неудивительно, что в дискуссию о строительстве мечети активно включились и духовные деятели.
«Мы обратились к мэру Москвы с требованием: пока не будет выполнена программа по постройке 600 православных храмов в Москве, ни одна мечеть не может быть построена, — заявил во вторник газете «Коммерсант» руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. — Иначе мы устроим акции протеста». По логике Фролова, в Москве на 600 православных храмов должна приходиться только одна мечеть. Возможно, он не в курсе того, что Москва является столицей самой многонациональной и многоконфессиональной страны мира и что в Москве уже давно проживают не только православные. Сегодня около 10% населения Москвы — мусульмане, и численность мусульман с каждым годом увеличивается. 4 действующие мечети (Соборная на Олимпийском проспекте, Историческая в Большом Татарском переулке, Мемориальная на Поклонной горе и «Малый Иерусалим» в Отрадном) не справляются с большим количеством верующих во время молитв, в пятничные дни и вовсе не хватает мест для всех желающих.
Глава Союза православных братств Леонид Симонович-Никшич переживает, что Москва может стать мусульманским городом. «Не надо делать Москву мусульманским городом, это вызовет напряжение в обществе. Мы примем активное участие в протестных акциях», — говорит он.
К примеру, в Стамбуле, который считается мусульманским городом, 123 действующие церкви. Около 90% населения города — мусульмане, и только 10 % — христиане. Сами турки-мусульмане с гордостью рассказывают, что у них в городе много христианских храмов, тем самым показывая свое доброжелательное и толерантное отношение к представителям других вероисповеданий. Не думаю, что там кому-то может прийти в голову собирать подписи против строительства церкви. Также по несколько десятков церквей в мусульманских Каире и Дамаске.
Л. Симонович-Никшич боится, что строительство пятой мечети в многомиллионной Москве может превратить ее в мусульманский город. Можно привести в пример и Лондон, в котором более 200 мечетей и молельных комнат для мусульман. Но пока Лондон не считается мусульманским городом.
Сами мусульмане считают, что в Москве наблюдается острая нехватка мечетей, об этом заявил в эфире радиостанции «Вести ФМ» имам Московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов. По его словам, только среди коренного населения Москвы сегодня порядка 1 миллиона мусульман, поэтому четыре маленькие мечети никак не могут помочь в том, чтобы люди как минимум два раза в год пришли на праздничную молитву. «Церквей в Москве очень много, и на каждом шагу, и они не посещаемы, и вокруг них пробки не создаются, а скопление людей — на самые крупные праздники, да и то особо не замечается», — отметил он.
На этом фоне было удивительно слышать слова директора Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, известного исламоведа Романа Силантьева о том, что проблема нехватки мечетей в столице является надуманной. Как он заявил «Интерфаксу», кроме основных 4 мечетей в Москве действуют также десятки малых мечетей и молельных залов, в которых и собирается на молитву большая часть мусульман. «Все 30 зарегистрированных в Москве мусульманских организаций и большая часть незарегистрированных имеют в собственности или арендуют подходящие помещения для молитвы, поэтому реально в столице действует минимум сотня мечетей, что вполне нормально по любым меркам», — заявил он. Оказывается, в столице сотня мечетей! Почти как в Лондоне. Правда, знают ли сами мусульмане о месторасположении этих маленьких мечетей и молельных комнат?
На днях прошла еще одна акция против строительства мечети. В Сыктывкаре 19 сентября собралось на митинг около 70 человек. Организатором акции выступили национал-патриотические организации. Лидер движения «Рубеж Севера» Алексей Колегов даже предложил собравшимся обратиться за поддержкой против строительства мечети к В. Путину.
Мы возмущаемся акциями против ислама, которые проводятся в других странах: запрет минаретов в Швейцарии, сжигание Корана в Америке, запрет никаба во Франции и др. До поры до времени считалось, что в нашей стране представители разных конфессий живут в мире и согласии, сохраняя добрососедские отношения. Но так ли это на самом деле? Ведь было удивительно услышать от православных деятелей слова против строительства мечетей. Разве не для взращивания нравственных ценностей, укрепления духовных традиций, которые являются залогом процветания страны, строятся духовные учреждения? Может быть, вместо акций протеста стоит радоваться строительству новых мечетей и церквей?
Искандер Набиуллин