Дискуссия, которая неожиданно стала одной из самых обсуждаемых в российской прессе последних дней связана с вопросом ношения религиозных символов к школе.
- А давайте объявим войну Албании!
- Но почему Албании?
-А почему нет? Что вы знаете об Албании?
Народ высокомерный, скрытный. Кто им вообще доверяет?..
(Из фильма «Плутовство: хвост виляет собакой»)
Первое, что приходит на ум, когда слышишь все эти разговоры, конечно, это вопрос: В стране нет больше других проблем? Такое ощущение, что подобные акции черного пиара вполне себе спланированная и сознательная попытка сместить внимание общества от действительно важных проблем.
Данная проблема касается в большей степени семей тех, кто пришел к исламу в сознательном возрасте и теперь воспитывает детей в соответствии с правилами религии Пророка Мухаммада. Именно им будет необходимо отдавать в школы своих детей, которые там столкнуться с проблемами из-за своего внешнего вида. Однако среднее образование нужно получать в любом случае.
Не стоит сомневаться в том, что те, кто объявил войну «платкам» прекрасно понимают, что они борются не за права женщин и не за светское устройство средней школы. Это культурная война – война за идентичность.
История с актуализацией вопроса с хиджабом очень напоминает похожую историю во Франции трехлетней давности, когда тогдашний президент Николя Саркози выступил против ношения в общественных местах мусульманских платков. По мнению президента Франции, ношение хиджаба это не религиозный вопрос, это проблема касается прав женщин.
Николя Саркози всегда выделялся своими правыми взглядами, собственно благодаря поддержке консервативно настроенного электората ему и удалось в свое время стать президентом. На фоне мирового кризиса, который в 2009 году захватил Европу и не умолкающих скандалов вокруг личной жизни французского президента перевести внимание общественности на выдуманную проблему проще всего.
Любой, кто бывал во Франции, сможет с уверенностью сказать, что там всегда было крайне мало мусульманок носящих паранджу. Наверное, на всю Францию несколько тысяч человек. А как отмечают исследователи многие из них это и вовсе сами француженки, которые приняв ислам ради моды носят восточный наряд. На фоне 65-миллионого населения Франции это капля в море. Не говоря о том, что основной массив эмигрантов из Африки (особенно ее тропической части) ведет малорелигиозный образ жизни.
Так и в нашей стране, на фоне проблем со школьной наркоманией, алкоголизмом, табакурением и т.д. силу общественного мнения направляют на небольшую в масштабах страны группу, которая воспитывая физически здоровых детей через религиозное воспитание, также стремятся дать им нормальное школьное образование. Парадокс.
Если дальше проводить параллели с Францией, то необходимо сказать, что попытка поднять вопрос «хиджаба в школе» напоминает стремление использовать французскую секулярную модель, которая в мире известна под термином лаицизм. В рамках этой модели происходит обоснования запрета на использование любых религиозных символов в образовательных учреждения (это касается как демонстрации христианских крестов, так и ношения хиджаба или паранджи мусульманами в общественных местах.) Почему и с какой стати в нашей стране пытаются применять такую жесткую и далекую от нас французскую модель совершенно не ясно.
К слову, в большинстве стран Северной Европы и Америки демонстрация религиозных символов не запрещается, а наоборот, часто приветствуется. Отчасти это объясняется тем что в них традиционно больше распространена сегрегация различных этнических и религиозных групп в особых кварталах (в Америке, например, гетто), имеющих свои школы, магазины и др., где представители определённой религии составляют большую часть населения, а потому демонстрация их символов фактически становится внутренним делом общины и не вызывает нарекания со стороны других общин. Более того, в соседней с Францией Великобритании даже существуют специально разработанные под стандарты хиджаба женская полицейская форма.
Почему же Россия должны ориентироваться не на североевропейскую модель, а на жесткую и конфликтную французскую? Да и вообще, стоит ли ориентироваться на какого-либо, когда у нас есть своя позитивная история культурного межнационального взаимодействия?
Таким образом, для самих мусульманских семей в России сейчас борьба за свой образ жизни, за право носить платок это борьба за свободу вероисповедания, которая является частью гражданских прав и это борьба за свою религию и культуру.
Ксения Сафиуллина, zurkazan.ru