Содержание Глава 1. Что понимать под социальной помощью Глава 2. Религиозные и общественные организации, а также благотворительные фонды - часть нашего социума Глава 3. Отношение традиционного для Татарстана Ислама к социальной активности мусульман в обществе и социальной помощи отдельным его членам.
ГЛАВА 1.
Что понимать под социальной помощью.
В наши дни часто можно слышать слова "социальные программы", "социальная помощь", "социально незащищенные люди" и т.д. Давайте спросим себя, что это значит. Что такое социальная помощь, это помощь пенсионерке? Или - это бесплатная давка в очередях за 10-рублевой прибавкой для учителей? А может термин "социальная помощь" применим к дифференцированному уравниванию в имущественном положении всех страт развитого гражданского общества?
Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Если достойная жизнь и свободное развитие человека требуют определенных финансовых возможностей, говорящих о принадлежности индивида к определенной страте общества, то термин "социальная помощь" будет применим именно при вопросах по уравниванию в имущественном положении всех слоев общества.
Второй вопрос это - кому адресуется "социальная помощь"? Многие скажут, что, безусловно, социальная помощь в виде целевых долгосрочных правительственных программ, а также муниципальных графиков и благотворительности адресуются одному или нескольким индивидам и их группам, постоянно испытывающим нехватку основных средств производства. Это и здоровье организма, и определенный возраст и квалификация кадров и наличие технических средств. Значит, разговор идет о нетрудоспособных гражданах по возрасту, по состоянию здоровья, о многодетных семьях, сиротах и т.д. и т.д. Конечно, социальная помощь непосредственно адресуется всем этим и не только людям.
Но, ведь если посмотреть глубже, то мы обнаружим, что социальная помощь всегда направлена именно на социум! "Социальная помощь", этот термин расширительно должен толковаться как единый и взаимообусловленный комплекс финансовых, административных и других мер по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех слоев общества и каждого отдельного его члена, как одно из средств к этому. Также необходимо четко понимать, что все мы - часть общества, в котором живем. Здесь, я считаю, должен проявляться братский дух. Проблемы очень бедного человека - это не только его проблемы и проблемы государства. Это проблемы всего общества. Поэтому, социальная помощь как явление, исходя из его целей, нужна всему нашему обществу, как общности людей и их групп, объединенных географическими, историческими, этнокультурными, экономическими и другими признаками.
Человек принципиально отличается от всех других живых существ, он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей личности, её ума, сердца, воли. Поэтому понятие социальной помощи применимо к человеку как социобиологическому существу. Существу, живущему в социуме. Существу, имеющему систему ценностей, а не только лишь биологические потребности по наполнению желудка и размножению.
ГЛАВА 2.
Религиозные и общественные организации, а также благотворительные фонды - это часть нашего социума.
Давайте подумаем, что есть такое религиозные и общественные организации, благотворительные фонды. Это юридические лица, организации, представляющие собой абстрагированные в обществе структуры, имеющие собственные имена и условные наборы прав и обязанностей. Но, по сути, любая организация состоит из людей. Деятельность организации - это всегда деятельность коллектива людей организации или отдельных его членов. Религиозные и общественные организации, благотворительные фонды имеют свои характерные для них цели и предметы деятельности. Их определяют люди, создающие такие организации. Деятельность этих организаций многогранна и обобщительно сводится к заботе об обществе в той или иной степени. Сюда же можно отнести и оказание социальной помощи.
Выделяя из целей, задач и видов деятельности религиозных и общественных организаций, благотворительных фондов социальную помощь, я бы хотел остановиться на некоторых конкретных структурах. В сентябре 2004 года в республике Татарстан был создан благотворительный фонд "Идель-Хадж". Фонд был создан совместным решением Председателя Духовного Управления Мусульман Европейской части России и Председателя совета муфтиев РФ Муфтия шейха Равиля Гайнутдина, Председателя Духовного Управления Мусульман РТ, сопредседателя Совета Муфтиев РФ Муфтия Татарстана Гусмана хазрата Исхакова, Руководителя проекта "Идель-Хадж" Гатауллина Рустема Роевича. Основными целями фонда, среди прочих, является оказание благотворительной помощи нуждающимся, инвалидам, домам сирот и т.д. В состав фонда входит Комитет Закят, занимающийся сбором обязательных в Исламе выплат от состоятельных людей в пользу неимущих, нуждающихся, социально слабо защищенных людей.
Кроме того, в республике свыше 1200 мечетей, около 40 из которых находятся в Казани. На сегодняшний день многие мечети активно участвуют в социальной жизни общества. Стало регулярным проведение благотворительных акций для детей, для неимущих, для сирот и инвалидов, многодетных матерей и т.д. Люди, приходя в дом Аллаха - мечеть - часто кладут в ящик для пожертвований садака. Садака представляет собой вид пожертвований, отличающийся от закята, являющийся необязательным. Мечети распределяют полученные средства на оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается. Мечеть, находясь в спальном районе в состоянии вмещать от 100 до 1000 человек одновременно, в будние дни, кроме пятницы встречает в день около 50-150 прихожан. Из них, в среднем, каждый третий оставляет садака в мечети. Средний размер садака обычно колеблется в пределах 50 рублей. В пятничные дни посещаемость любой из мечетей увеличивается примерно в 10-12 раз, а удельный вес оставляющих саадака возрастает с 1/3 до 2/3. Кроме того, мечети имеют в банках расчетные счета, на которые желающие предприниматели или организации могут периодически переводить крупные и средние пожертвования.
При многих мечетях города сейчас действуют мясные магазины и книжные лавки. Конечно, их цель - это вовсе не извлечение выгоды, а обеспечение мусульманского населения дозволенной Шариатом пищи и снабжение интересующей самих прихожан литературой об Исламе. И если деятельность этих магазинов и книжных лавок приносит прибыль, то она тоже может расходоваться на оказание социальной помощи.
Практически все эти деньги (за исключением небольшой з/п дежурных в мечети, обычно пенсионеров) расходуются на оказание социальной помощи нуждающимся в ней. А теперь увеличьте эту цифру в 40 раз и вы поймете в каком объеме мусульмане оказывают социальную помощь нуждающимся жителям только лишь Казани. По республике цифру нужно будет увеличить в 1200 раз! И это только мечети. Каждый мусульманин видя на улице просящего не проходит мимо него. Пророк Мухаммед (мир ему) завещал всем мусульманам оказывать социальную помощь нуждающимся.
Централизованная религиозная мусульманская организация республики Татарстан ДУМ РТ также оказывает посильную социальную помощь нуждающимся. Различные организации мусульман, такие как Союз мусульманок Татарстана, Просветительский Фонд "Призма", Молодежная Организация Татарстана "Сознание", Общественная организация "Муслима", Ассоциация мусульманской молодежи Татарстана, Общественная организация "Ихлас", Центр исламской культуры "Иман", мухтасибат Казани, казыят Казани, десятки мусульманских учебных заведений начального уровня, несколько среднего и одно высшего, а также средства массовой информации, учреждаемые мусульманами, и другие ведут активную пропаганду роли мусульман в обществе, в том числе и в вопросах оказания социальной помощи нуждающимся в ней.
Я считаю, что если мы говорим, об оказании социальной помощи как о проблеме всего общества, то, учитывая удельный вес роли в этом вопросе мусульман и их организаций, можно смело утверждать, что исламская инфраструктура Казани и республики являются полноценной частью нашего социума в вопросах оказания нуждающимся социальной помощи.
ГЛАВА 3.
Отношение традиционного для Татарстана Ислама к социальной активности мусульман в обществе и социальной помощи отдельным его членам.
С внешней стороны каждая религия предстаёт как система догматов, нравственных требований и определённых священнодействий (культа). А изнутри для действительно, а не номинально верующего человека религия открывает безграничный духовный мир и Бога, и всю ту потрясающе бесконечную, многообразную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно.
Любая религия имеет созидательный характер и целью каждой религии является служение обществу, в течение жизнедеятельности, как с духовной, так и с материальной, социальной стороны.
В VII веке, когда появился Ислам, в обществе преобладала бездуховная жизнь, где был разврат, социальное неравенство, унижение женщин, оскорбление сирот. Пророк Мухаммед (мир ему) с первых же дней своей деятельности своей миссией обозначил, что религия Ислам, в первую очередь, направлена на оздоровление жизни в обществе. Всем известно, что сначала человек должен приобрести духовные ценности, т.е. оздоровить свою душу. Только обладая чистыми намерениями и правильными помыслами, человек может совершить благие деяния. И поэтому, первое, к чему призывал Пророк, было служение Господу, Его Пророку, а так же служение обществу, в котором находится индивид. Ислам имеет пять столпов, третий из которых утверждает Ислам как религию благотворительности, как религию помощи.
Когда Исламский халифат расширился от Индии до Испании, то в этом государстве жили многие национальности, и закят, т.е выплата налога, а так же благотворительность не обходил стороной различные этносы. И очень известным фактом в истории Ислама является то, что когда правителем был Умар бин Абдульазиз, в халифате не нашлось ни одного человека, который нуждался бы в благотворительности. Экономика, распределение средств были на таком высоком уровне, что в государстве не осталось ни одного бедного. Это и есть цель религии. Если мы обратим внимание на историю дореволюционной России, то увидим, что были меценаты, купцы, богачи, которые создавали благотворительные организации и помогали нуждающимся. Такие фонды находились в Москве, Петербурге, Уральске, Казани, Екатеринбурге. Множество таких вот благотворительных организаций помогали людям и выполняли свою социальную роль в обществе.
Открыв первую страницу Корана, мы прочтем, что Всевышний говорит о правоверных и оценивая их деятельность, устанавливает, что мусульманин должен жить в этом реальном мире и не забывать свое окружение. Это и есть родственники, соседи, бедные, нуждающиеся, сироты и малоимущие сословия общества вообще. Правоверный должен делиться тем, чем одарил его Всевышний. Без выполнения этих условий человек не может являться правоверным. Он не может жить в отдельных от общества и от окружающих людей условиях. Ислам всегда выступает за то, что бы не было разницы между богатыми и бедными в духовном значении. Если богатые люди отдают свой закят бедным и нуждающимся, помогают сиротам, больным и престарелым, то и бедные ведь будут уважать их. Между ними не будет такой грани, которая бы отдаляла их друг от друга.
В Исламе вопрос, например, приюта для сирот очень четко обозначен. Если ребенок остается без матери и отца, то государство обязывает его воспитание ближайшим родственникам. Если нет близких, то сироту должны взять к себе дальние родственники. А если таковых нет вообще, то тогда государство обязывает любую семью, способную воспитать ребенка на должном уровне. Но и государство берет на себя ответственность контроля над воспитанием ребенка в этих семьях. И сегодня, как мы видим, в Европейских странах такой опыт очень развит. Например, в Финляндии вообще не существует понятия "приют" или детский дом для сирот.
В Исламе существует и милостыня. Но милостыня не означает деньги или что - то материальное. Пророк Мухаммед (мир ему) говорил, что даже улыбка на лице мусульманина - это и есть садака, т.е. милостыня. Потому что ты обрадовал, вдохновил кого-то. Даже эта улыбка может дать какой-нибудь толчок для дальнейших дел. Видов подобных поощрений в Исламе очень много. Это и материально, это есть и словесно, просто помощь.
Сегодня духовная жизнь все больше и больше вникает в нашу общественную жизнь. Как мы видим, религиозная жизнь выходит за рамки храмов. Она ограничивается не только стенами мечетей или медресе. Уже сегодня есть магазины, торговые ряды, мясоперерабатывающие комбинаты, которые предоставляют покупателям продукты, разрешенные исламским шариатом. Сегодня уже строятся мусульманские культурные центры, создаются благотворительные фонды, где накапливаются средства, которые должны быть распределены малоимущим.
Нынешнее общество нуждается в меценатах. В тех людях, которые осознанно могут понять, что Всевышний нас испытывает. Кого-то деньгами, а кого-то бедностью, кого-то болезнью, а кого-то здоровьем. Т.е. каждый из нас все время находится в испытании. Трудно сказать, кого Бог испытывает больше - богатого или бедного человека. Понимание это приводит к тому, что человек начинает осознавать, что те богатства, те средства, которыми он сегодня владеет - все это благодаря Всевышнему!
Господь смотрит на него, на то, как он будет распоряжаться этими средствами, найдет ли он хотя бы какую-то часть своего богатства возможной для оказания социальной помощи бедным. Есть такое изречение Мухаммеда (мир ему): "Существует 4 категории людей. Первые - это ученые. Вторые - это те, кто получает знание у ученых. Третьи - богатые. Четвертые - это бедные+". В жизни ведь все взаимосвязано. Если бы богатые платили обязательный закят или милостыню, то у нищего не было бы надобности совершить преступление. Если люди делают греховные поступки из-за своей бедности, то в этом виновны и богатые. Каждый грех, совершенный индивидом, влияет на общество. Поэтому все каноны Ислама направлены на лечение социального зла в обществе. И даже тот канон, который не упоминается ни в одной конституции, ни в каких положениях стран мира, упоминается только в Коране.
Основным вопросом для каждого человека всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом нормальном человеке неистребима потребность найти этот смысл и его разумное оправдание.
Современный человек окружен большим количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма. Третье, часто называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа, бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др.
Ислам твердо стоит на позициях Божественного происхождения мира и, соответственно, необходимости жить сообразно Божественным предписаниям. А предписания эти позволяют с полной уверенностью сказать, что Ислам направлен также на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Рамиль Юнусов, имам-хатыйб мечети "Кул Шариф"