Религиозные и общественные организации, а также благотворительные фонды - это часть нашего социума. Они улучшают социальную работу государства.
Что же понимать под социальной помощью.
В наши дни часто можно слышать слова "социальные программы", "социальная помощь", "социально незащищенные люди" и т.д. Давайте спросим себя, что это значит. Что такое социальная помощь, это помощь пенсионерке? Или - это бесплатная давка в очередях за прибавкой для учителей? А может термин "социальная помощь" применим к дифференцированному уравниванию в имущественном положении всех страт развитого гражданского общества?
Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это и видно: бесплатная школа, больницы... Если достойная жизнь и свободное развитие человека требуют определенных финансовых возможностей, говорящих о принадлежности индивида к определенной страте общества, то термин "социальная помощь" будет применим именно при вопросах по уравниванию в имущественном положении всех слоев общества.
Многие скажут, что, безусловно, социальная помощь в виде целевых долгосрочных правительственных программ, а также муниципальных графиков и благотворительности адресуются одному или нескольким индивидам и их группам, постоянно испытывающим нехватку основных средств производства. Это и здоровье организма, и определенный возраст и квалификация кадров и наличие технических средств. Значит, разговор идет о нетрудоспособных гражданах по возрасту, по состоянию здоровья, о многодетных семьях, сиротах и т.д. и т.д. Конечно, социальная помощь непосредственно адресуется всем этим и не только людям.
Но, ведь если посмотреть глубже, то мы обнаружим, что социальная помощь всегда направлена именно на социум! "Социальная помощь", этот термин расширительно должен толковаться как единый и взаимообусловленный комплекс финансовых, административных и других мер по созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех слоев общества и каждого отдельного его члена, как одно из средств к этому. Также необходимо четко понимать, что все мы - часть общества, в котором живем. Здесь, я считаю, должен проявляться братский дух. Проблемы очень бедного человека - это не только его проблемы и проблемы государства. Это проблемы всего общества. Поэтому, социальная помощь как явление, исходя из его целей, нужна всему нашему обществу, как общности людей и их групп, объединенных географическими, историческими, этнокультурными, экономическими и другими признаками.
Человек принципиально отличается от всех других живых существ, он есть существо не просто биологическое, а в первую очередь духовное и обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей личности, её ума, сердца, воли. Поэтому понятие социальной помощи применимо к человеку как социобиологическому существу. Существу, живущему в социуме. Существу, имеющему систему ценностей, а не только лишь биологические потребности по наполнению желудка и размножению.
Религиозные и общественные организации, а также благотворительные фонды - это часть нашего социума.
Давайте подумаем, что есть такое религиозные и общественные организации, благотворительные фонды. Это юридические лица, организации, представляющие собой абстрагированные в обществе структуры, имеющие собственные имена и условные наборы прав и обязанностей. Но, по сути, любая организация состоит из людей. Деятельность организации - это всегда деятельность коллектива людей организации или отдельных его членов. Религиозные и общественные организации, благотворительные фонды имеют свои характерные для них цели и предметы деятельности. Их определяют люди, создающие такие организации. Деятельность этих организаций многогранна и обобщительно сводится к заботе об обществе в той или иной степени. Сюда же можно отнести и оказание социальной помощи.
Кроме того, в республике свыше 1500 мечетей, около 80 из которых находятся в Казани. На сегодняшний день многие мечети активно участвуют в социальной жизни общества. Стало регулярным проведение благотворительных акций для детей, для неимущих, для сирот и инвалидов, многодетных матерей и т.д. Люди, приходя в дом Аллаха - мечеть - часто кладут в ящик для пожертвований садака. Садака представляет собой вид пожертвований, отличающийся от закята, являющийся необязательным. Мечети распределяют полученные средства на оказание социальной помощи тем, кто в ней нуждается. Мечеть, находясь в спальном районе в состоянии вмещать от 100 до 1000 человек одновременно, в будние дни, кроме пятницы встречает в день около 50-150 прихожан. Из них, в среднем, каждый третий оставляет садака в мечети. Средний размер садака обычно колеблется в пределах 100 рублей. В пятничные дни посещаемость любой из мечетей увеличивается примерно в 10-12 раз, а удельный вес оставляющих саадака возрастает с 1/3 до 2/3. Кроме того, мечети имеют в банках расчетные счета, на которые желающие предприниматели или организации могут периодически переводить крупные и средние пожертвования.
При многих мечетях города сейчас действуют мясные магазины и книжные лавки. Конечно, их цель - это вовсе не извлечение выгоды, а обеспечение мусульманского населения дозволенной Шариатом пищи и снабжение интересующей самих прихожан литературой об Исламе. И если деятельность этих магазинов и книжных лавок приносит прибыль, то она тоже может расходоваться на оказание социальной помощи.
Практически все эти деньги (за исключением небольшой з/п дежурных в мечети, обычно пенсионеров) расходуются на оказание социальной помощи нуждающимся в ней. А теперь увеличьте эту цифру в 40 раз и вы поймете в каком объеме мусульмане оказывают социальную помощь нуждающимся жителям только лишь Казани. По республике цифру нужно будет увеличить в 1200 раз! И это только мечети. Каждый мусульманин видя на улице просящего не проходит мимо него. Пророк Мухаммед (мир ему) завещал всем мусульманам оказывать социальную помощь нуждающимся.
Если мы говорим, об оказании социальной помощи как о проблеме всего общества, то, учитывая удельный вес роли в этом вопросе мусульман и их организаций, можно смело утверждать, что исламская инфраструктура Казани и республики являются полноценной частью нашего социума в вопросах оказания нуждающимся социальной помощи.
Отношение традиционного для Татарстана Ислама к социальной активности мусульман в обществе и социальной помощи отдельным его членам.
С внешней стороны каждая религия предстаёт как система догматов, нравственных требований и определённых священнодействий (культа). А изнутри для действительно, а не номинально верующего человека религия открывает безграничный духовный мир и Бога, и всю ту потрясающе бесконечную, многообразную гамму переживаний, о которых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это невозможно.
Любая религия имеет созидательный характер и целью каждой религии является служение обществу, в течение жизнедеятельности, как с духовной, так и с материальной, социальной стороны.