Тема социального служения религиозных организаций вовсе не случайно стала одной из самых обсуждаемых тем последних месяцев в религиозной сфере страны.
1 февраля т.г. состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви, в работе которого принял участие Владимир Путин. Как сообщает РБК, по мнению Президента страны, РПЦ и представители других традиционных религий должны получить все возможности для служения в социальной сфере:
"…традиционные религии должны получить все возможности для полноценного служения в таких важнейших сферах, как поддержка семьи и материнства, воспитание и образование детей, молодёжная политика, решение социальных проблем, которых у нас ещё очень и очень много, укрепление патриотического духа Вооружённых сил Российской Федерации."
Как реакция на это пожелание, 27 марта в Общественной палате Российской Федерации прошло заседание круглого стола на тему «Социальное служение как вектор развития религиозных конфессий в России». Татарстан на этом круглом столе представлял заместитель и.о. муфтия Татарстана по социальным проектам, имам-хатыйб казанской мечети «Сулейман» Илдар хазрат Баязитов.
Надо полагать, что не случайно современное руководство Духовного управления мусульман Республики Татарстан решило особое внимание уделить фактору социального служения. Уже много и достаточно серьезно в России говорят и пишут о том, что социальная работа мусульманских центров страны это не только способ помочь государству и обществу в решении накопившихся социальных проблем, но и один из способов профилактики экстремистских и радикальных настроений. Ведь вовлечение молодежи в активную социальную работу, в восстановление социальной справедливости, в практическое воплощение постулатов о том, что ислам это религия милосердия, является одним из важных методов канализации энергии молодых мусульман в созидательное русло.
Конечно, мусульмане в России индивидуально достаточно много занимаются благотворительной работой. Однако, централизованная деятельность по помощи нуждающимся открывает новые возможности и облегчает организацию адресной поддержки гражданам попавшим в сложное жизненное положение. Конечно, например, многим инвалидам можно помочь деньгами и едой, однако этого недостаточно. Оказание индивидуальной помощи не отменяет необходимости в профессиональной реабилитации инвалидов. Например, незрячих необходимо обучить компьютерной грамотности, чтению специальной литературы по Брайлю, ориентации на местности. Для всего этого необходимы квалифицированные педагоги, психологи и врачи. И это не говоря о том, что любым категориям инвалидов важно вырваться из четырех стен и получить возможность общаться и заводить новых друзей. Адресной индивидуальной благотворительной помощью эти вопросы не решить.
Организация полной реабилитации и помощи разным группам инвалидов: глухонемых, незрячих, наркоманов и т.д., предполагает создание специализированных центров, в которых бы трудились профессиональные врачи и педагоги. Для достижения качественного прогресса в этом направлении необходимо организовывать крупные специализированные центры по всей Республике. В городах и сельской местности Татарстана необходимо активнее развивать социальную помощь нуждающимся. Стыдно признаться, но функционирующий в казанской мечети «Сулейман» мусульманский Реабилитационный центр для инвалидов по зрения является не только единственным в Татарстане, но и единственным в нашей стране.
Татарстан мог бы снова оказаться пионером. В данном случае ДУМ РТ имеет шанс задать тон в организации социального служения мусульманских организаций страны, выведя эту работу на новый организационный уровень.
Данис ГАРАЕВ, директор фонда «Гуманитарная инициатива», главный редактор ZurKazan.ru