2010 год в России официально объявлен Годом учителя по соответствующему указу Дмитрия Медведева. «Год учителя будет проведен в целях развития творческого и профессионального потенциала учителей, повышения социального престижа профессии учителя», говорится в указе.
Конечно, радует, что наконец-то руководство нашей страны взялось за решение одной из острейших проблем современного российского общества – проблемы образования и просвещения молодого поколения. Только получится ли в столь короткие годы воссоздать то, что разрушалось в течение последних десятилетий? В этом, несомненно, станет огромной роль учителя в школе. Именно о роли учителя в воспитании и просвещении молодого поколения – будущего нашей страны, мы попытались рассказать в этой статье.
Роль учителя в истории Ислама
С самого зарождения исламской религии профессия учителя являлась самой авторитетной в мусульманском обществе. Среди мусульман обучение и воспитание молодого поколения считалось делом первостепенной важности. А учителя – продолжителями дела Пророка, именно они своим праведным примером и передаваемыми знаниями готовили подрастающее поколение к жизни, наставляли их на путь истинный. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Учитель – это человек, которого Аллах определил для спасения других людей». Подготовка подрастающего поколения согласно восточной традиции доверялась исключительно тем немногим мудрецам, для которых это было делом жизни. «Делом» – с большой буквой.
Люди, занимающиеся преподаванием, всегда составляли в исламских странах независимую, обеспеченную, уважаемую обществом социальную группу. Цели образования, принятые на Востоке, согласно мусульманской традиции, должен был претворять в жизнь человек, обладающий особыми личностными качествами. Согласно восточной традиции, «Учитель – сильная во всех отношениях,достойная личность, являющая собой сосредоточие знания и духовности, призванная Богом собирать мудрость тысячелетий и передавать ее своим ученикам «из рук в руки от сердца к сердцу» (Саади А.Педагогические мысли Востока).
В мусульманском обществе учитель считался для ученика духовным наставником, примером для подражания во всех жизненных ситуациях. Истинный учитель должен был вырастить такого ученика, который превзошел бы его, помогая воспитаннику, прежде всего развить в себе духовные качества, выработать внутреннюю потребность к самосовершенствованию, научиться самостоятельно мыслить и делать выводы, с честью находя выход из любой ситуации (Патай. Д.Б. Личность учителя в понимании Востока).
Не является исключением и история татарского народа. Именно после принятия ислама наблюдается существенный скачок в развитии культуры и духовности у наших предков, одной из причин которого стало осознание важнейшей роли образования и науки в обществе. В XII-XVI веках в Волжской Булгарии и Казанском ханстве имелась разветвленная сеть мектебов и медресе, выпускники которых были способны развивать национальную культуру на уровне передовых цивилизаций своего времени. Однако завоевание Казани Иваном Грозным положило конец духовному и культурному процветанию наших предков, и в течение более двухсот лет не было даже официального разрешения открыть национальную школу. Ситуация изменилась в лучшую сторону во время правления Екатерины II, когда были открыты несколько мечетей и медресе. Но уровень образования в них был слишком низким. Именно поэтому во второй половине XIX века проблемы воспитания и образования молодого поколения заняли центральное место в деятельности целой плеяды татарских просветителей, которые осознавали, что дальнейший прогресс в развитии татарского народа станет возможным только при более ответственном и тщательном подходе к проблемам образования.
Одним из самых авторитетным ученых-просветителей этой эпохи стал Ризаэтдин Фахретдин. Большую часть своей жизни выдающийся ученый посвятил проблемам образования и просвещения в татарских школах, подготовке учебных программ и пособий по многим школьным предметам. В целях повышения уровня образованности и интеллектуального развития татарского народа, он выступил с предложением новой методики преподавания в школах, с внесением изменений в программу обучения и с введением большего количества естественнонаучных предметов. В 1908-1918 гг. Р. Фахретдин являлся главным редактором журнала «Шура», который освещал проблемы педагогики и образования. За это время на страницах издания увидели свет учебные пособия по многим предметам, программы и планы обучения, многочисленные статьи по основам педагогики и дидактики. В своей книге «Тэрджемэи хэлем» Р. Фахретдин пишет, что «педагогика – самая значимая наука».
Роль учителя в современной школе
На сегодняшний день ситуация в сфере образования кардинальным образом изменилась. Можно сказать, что в настоящее время авторитет учительской профессии канула в Лету. Нынешние преуспевающие молодые люди стремятся получить экономическое или юридическое образование в самых престижных ВУЗах страны, чтобы со временем влиться в управленческие структуры государственного аппарата или занять менеджерские посты в крупных предприятиях и банках. При этом очень низко упал престиж педагогических учебных заведений, поступить в которые проще простого, ведь предъявляют там самые минимальные требования в знаниях и способностях абитуриентов. Так уж сложилось в последние десятилетия, что для того, чтобы освоить профессию учителя не нужно обладать необходимыми навыками и знаниями, мудростью, а всего лишь нужна «корочка» диплома. И в учителя сейчас идут в основном те, кто не может реализовать себя в других более престижных областях. Правда, в школах все еще остались «зубры» отечественной педагогики, которые работают с советской эпохи. Но ведь многим из них уже пора на заслуженный отдых. Только кто придет на их место? Есть конечно молодые специалисты-альтруисты – правда таких у нас пока маловато. Ведь кто пойдет работать в школу за условные 5-6 тысяч рублей в месяц, когда, скажем, продавцом-консультантом в магазине бытовой техники можно заработать в 2-3 раза больше.
С прошлого года в школьных учреждениях начали проверять уровень знаний учителей – теперь учителя раз в год сами сдают ЕГЭ. По итогам прошлогодних аттестаций 29% учителей не смогли даже набрать минимально требуемых баллов – 60%. Исходя из того, что работники наших госучреждений умеют очень искусно занижать или завышать цифры, вполне возможно предположить, что эти данные немного другие. Но даже эти цифры говорят о том, что почти треть самих учителей не знают свой предмет. В таком случае, каким же они образом обучают наших детей? Приходится мириться с тем, что сегодняшние школы уже перестали нести в себе воспитательную функцию, но ведь теперь они начали утрачивать и образовательную. Хотя изначальной целью школы является не только обучение знаниям, но и воспитание подрастающего поколения, воспитательную функцию школы нынче не несут. В 90-х годах воспитанием молодежи занималась «улица», теперь же на смену ей пришла индустрия развлечений, которая вклю чает в себя гламурный образ жизни – подражание звездам шоу-бизнеса, посещение различных развлекательных заведений и постоянное времяпровождение перед экранами телевизоров и мониторами компьютеров. Поколение «гопников» постепенно сменяется поколением «гламурных подонков».
Время от времени приходится бывать в наших общеобразовательных школах. Поэтому иногда там доводится услышать некоторые речи ребятишек. Почти все их разговоры сводятся к обсуждению мобильных телефонов, новинок кино, «Камеди клаб» и других развлекательных телепрограмм. У детей почти нет какой-либо заинтересованности в получении знаний, чтении книг. А ведь за последние два десятилетия выросло целое поколение нечитающих россиян. Исследователи из Института социологии РАН утверждают, что 40% населения взрослого населения страны не читает книг. Если такое количество взрослых не читает книг, то, что же говорить о детях. Без читающего, образованного населения как же можно говорить об интеллектуальном развитии современного российского общества и научно-технического прогресса в стране?
В сегодняшней школе почти все учителя женщины, хотя испокон веков считалось, что профессия учителя и воспитателя – мужская. В мусульманском обществе воспитанием и обучением мальчиков занимались мужчины, а девочек – женщины. Женщина способна воспитывать детей мужского пола до подросткового периода, помогая ребенку делать первые шаги в жизни, воспитывая в его сердце чувства любви, искренности и справедливости. Дальше воспитание детей передавалось в руки мужчин. А сейчас весь процесс воспитания с детского сада до старших классов находится в женских руках. Обычно на школу приходится один или два мужчин – учителя физкультуры и ОБЖ, по остальным предметам только женщины. Правда, в некоторых школах мужчины работают учителями математики, физики, но это большая редкость. Мужчина в современном российском обществе считает ниже своего достоинства идти работать в школу. Насколько же сильно упал авторитет профессии учителя.
Порой кажется, что предназначение сегодняшних школ – всего лишь в обучении письму и чтению, ведь у многих школьных выпускников после 11 лет, проведенных в школьных стенах, напрочь отсутствуют элементарные знания по самым основным предметам, таких как математика, биология, история, география и др. Главное, научить ребенка в школе читать и писать, а другими аспектами образования займутся киноиндустрия, СМИ и интернет. Правда, приходится сомневаться в истинной полезности потоков информации, которые текут со многих источников СМИ, только очень малая доля интернет-контента действительно является полезной, а фильмы с глубоким нравственным смыслом практически не пользуются особой популярностью. Складывается впечатление, что жизнь в современном обществе реализуется по принципу – «хочешь держать народ под контролем – лиши его знаний».
Перспектива профессии учителя
Молодое поколение – будущее каждой нации. Каждая нация, которая хочет сохранить свое будущее, в первую очередь, должна прилагать максимум усилий и возможностей для подготовки и воспитания молодого поколения. Народы, которые не беспокоятся о воспитании своей молодежи, обречены на упадок. О важной роли воспитания в развитии общества выразился Ризаэтдин Фахретдин: «Высокая нравственность и хорошее воспитание ведут народы к процветанию и благополучию» (Жэвамигуль кэлим шэрхе). Мы привыкли критиковать наших нынешних руководителей в нечестности, несправедливости, злоупотреблении своими полномочиями и коррупции, но ведь они тоже вчерашние дети. Их тоже воспитывали в обычной школе. Если же мы хотим процветания страны в будущем, то уже сейчас необходимо задуматься о проблеме воспитания современной молодежи, для того, чтобы они не повторяли наших ошибок, a их будущая деятельность основывалась на принципах справедливости и высокой нравственности.
Как скульптур усердно работает над созданием человеческой статуи, прилагает для этого все свои усилия, также учитель своими руками лепит человеческую личность. Именно от рук учителя зависит, каким получится конечный продукт. Ведь не зря гласит восточная мудрость – «Учитель – профессия пророков».
В заключение хотелось бы коснуться темы преподавания предмета основ религиозных культур в школе. Этот предмет вводится в целях повышения нравственности детей. В виде эксперимента предмет будет вестись в 4 классе в последней четверти этого учебного года в 19 регионах. Но получится ли благодаря данному предмету действительно воспитать в детях высокие духовные и нравственные ценности? Может быть, стоит подумать не об уроках, которые будут преподаваться для галочки, а о подготовке учителей, которые были бы способны заниматься настоящим воспитанием молодежи и осознавать, что трудятся над созданием нашего будущего.
Искандер Набиуллин