Председатель Центрального Духовного управления мусульман (г. Уфа) Талгат Таджутдин всегда отличался резонансными высказываниями и поступками, которые большинство мусульман порой не знали как трактовать.
Не изменил он своей привычке и этом году во время традиционного <<Изге Болгар жыены>>, когда во время открытия новой мечети в городе Булгар предложил первому Президенту Татарстана, Государственному советнику РТ Минтимеру Шаймиеву возглавить Центральное Духовное управление мусульман.
Представить себе, чтобы Талгат-хазрат легко снял с себя полномочия муфтия практически невозможно. Однако предлагаю пофантазировать и представить, как бы сложилось, если бы Шаймиев принял предложение Таджутдина.
Во-первых, вряд ли бы Талгат-хазрат согласился бы вообще уйти с публичной арены. Скорее всего, он предложил бы примерно такую же схему как несколько лет назад, когда выдвинул инициативу создания единого всероссийского муфтията. Тогда по его задумке главой объединенного духовного управления должен был стать Равиль Гайнутдин, а он в свою очередь занял бы позицию духовного лидера. Поэтому в случае согласия Шаймиева Талгат-хазрат был оставил за собой статус муфтия, то есть религиозного лидера, а Минтимер Шарипович стал бы Председателем Центрального Духовного управления мусульман, то есть административным и политическим руководителем.
Во-вторых, сам масштаб личности Шаймиева, безусловно, сразу заставил бы задуматься всех о том, что первый Президент Татарстана должен возглавить не просто одно из мусульманских объединений (пусть и старшейшее и одно из крупнейших). Скорее всего, мог бы встать вопрос о создании всероссийской централизованной организации, объединяющей все региональные духовные управления мусульман Центральной России и Сибири (за исключением Кавказа). Может быть, в этом и будет заключаться еще одна из важный функций, которая выпадает на долю первого татарстанского/татарского президента как лидера нации на рубеже 20-21 веков?
Конечно, у многих мусульман накопилось немало претензий к Минтимеру Шаймиеву, поскольку только в этом году он впервые публично прочитал намаз, до этого же он всегда подчеркивал свое коммунистическое воспитание и, соответственно, мировоззрение. Однако он человек своего времени, которому пришлось жить на сломе эпох. Тем не менее невозможно отрицать сколько было им сделано для возрождение ислама в Татарстане. Чего только стоит то, что он построил мечеть Кул Шариф! Многие недооценивают этого его шага, его историчности. А ведь до Шаймиева на Кремлевском холме татары не читали намаз с 1552 года! То есть к моменту открытия мечети Кул Шариф в 2005 году, на этом историческом и важнейшем для татар месте коллективный намаз в своей соборной мечети татары не читали 453 лет! Конечно, многие века татары мечтали о возрождении соборной мечети в Кремле, однако для решения о ее строительстве была необходима, прежде всего, политическая воля, которая нашлась у первого Президента Татарстана. И это не говоря о том, что при нем было построено в Татарстане более 1000 мечетей, открыт Российский исламский университет и многочисленные медресе. Перечислить все его заслуги и осознать весь вклад этого человека в возрождении Ислама в Татарстане крайне сложно, наверное, это смогут сделать только последующие поколения.
Опять таки, конечно, всегда можно найти минусы. Это и пресловутое желание установить в городе Булгар памятник языческому тотему. Это и его коммунистическое воспитание. Однако факт остается фактом – именно Минтимер Шарипович создал все благоприятные условия для возрождения Ислама в Татарстане.
Шаймиев создал единый и стабильный Татарстан. Он же в 1998 году создал объединенный татарстанский муфтият. У Шаймиева есть удивительный управленческий талант создавать крепкие монолитные и самое главное стабильные структуры. Его хозяйственный и созидательный подход к делу был бы очень полезен для мусульманского духовенства нашей страны. Такой подход, помноженный на авторитет самого Шаймиева мог бы, наверное, стать выходом из того тупика в который загнали себя сейчас татарские мусульманские лидеры страны. К сожалению, конкуренция, которая стала принимать нездоровые черты, привела мусульманское духовенство к такой ситуации, что объединить их всех в одну организацию сможет только человек со стороны, притом человек именно с таким авторитетом как у Шаймиева.
Конечно, у Шаймиева нет исламского образования и глубоких знаний основ религии, однако в его случае этого и не требуется. Как Председатель, то есть административный и политический лидер, он должен иметь управленческих талант и авторитет. Этого у него в избытке.
Возможно, предложение Талгата-хазрата это только шутка. Однако, как известно, в каждой шутке только доля шутки и это нетривиальное предложение Таджутдина было вполне обдуманным. Как бы это ни было, но сама идея о том, что татарские духовные центры может возглавить человек подобный Шаймиеву представляется интересным. Таким образом Таджутдин дал повод подумать о новом способе решения проблемы всероссийского муфтията.
Малик ХАЙРУЛЛИН