Россия настроена на всестороннее взаимодействие с Турцией и Ираном в отношении сирийского вопроса. От Турции Москва ждет влияния на оппозиционные группировки, а от Ирана – расширение взаимодействия с режимом Башара Асада
Президент Турции Рэджеп Тайип Эрдоган на днях во время телефонного разговора с седьмым президентом Ирана Хасаном Роухани заявил о готовности в связке с Ираном и Россией решать региональные проблемы, передает агентство IRNA
«Мы настроены в сотрудничестве с Ираном и Россией рука об руку решать региональные проблемы и значительно усилить наши шаги по возвращению в регион мира и стабильности», – цитирует Эрдогана агентство.
Турецкий лидер также подчеркнул, что больше прежнего готов взаимодействовать с Россией и Ираном.
Примирение Турции и России открывает пути для взаимодействия по самым разным вопросам. И прежде всего это, конечно же, сирийский вопрос.
Эксперты ждут, затаив дыхание: реально ли создать подобный геополитический треугольник на Ближнем Востоке? Вряд ли можно назвать друзьями Иран и Турцию, даже после столь явной поддержки Ираном режима Эрдогана после попытки военного переворота в Турции. Не стоит забывать о том, что Анкара поддерживает оппозицию, воюющую с правительством Башара Асада, а Москва поддерживает его режим в Сирии.
Тегеран, как и Москва, многое делает для поддержания Сирии как государства. Для ИРИ сохранение лояльного ему правительства в Дамаске имеет огромное значение. И как же в сегодняшней ситуации произойдет перераспределение сил в мире, с учетом амбиций трех таких разных стран?
Источник фотографии: rusplt.ru
Ситуация в Турции
19 июля в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялся «круглый стол» по ситуации в Турции и Сирии. Политологи и эксперты сошлись в оценке событий относительно не так давно нарастающего серьезного ослабления позиций Турции в очень активном регионе мира: прежней Турции больше не будет.
Сергей Марков, политолог, первый заместитель председателя Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Общественной палаты РФ, считает, что после неудачной попытки военного переворота мир увидит новую Турцию, передает «Парламентская газета».
«В результате сорванного военного путча и победы команды Эрдогана страна буквально прыжком перейдёт в новое качество. Это будет окончание кемалистской эпохи», – уверен Марков.
Напомним, что сложность внешнеполитической ситуации в Турции обременена борьбой режима Эрдогана против Рабочей партии Курдистана, в ней гибнут сотни людей. Официально провозглашенная борьба против бойцов ИГИЛ (организация, запрещенная в РФ и других странах) получила поддержку граждан страны, что ярко проявилось во время неудавшегося военного переворота 16 июля в Турции. Граждане вняли призыву Эрдогана и вышли на улицы, чтобы поддержать своего предводителя и не дать турецкой демократии быть повергнутой военным режимом.
Источник фотографии: akisgazetesi.com.tr
В июне и ноябре 2015 года в Турции прошли две парламентские кампании, результатом которых стало 58% мест в парламенте «Партии справедливости и развития», созданной Эрдоганом. ИА «Инфо-Ислам» уже писало, что одной из основных целей его политики является стремление сделать из Турции президентскую республику. Путч, очевидно, сыграл на руку Эрдогану, его популярность среди электората зашкаливает, и сейчас возможность получить голоса в парламенте за изменения в Конституции и предоставление ему чрезвычайных полномочий становится все более реальной. Давнишняя мечта Эрдогана о преобразовании политической системы в президентскую максимально приближена к реализации.
Сергей Марков уверен, что турецкая конституция будет изменена в самое ближайшее время путем референдума: «Будет принято решение, выгодное Эрдогану, в плане перехода полномочий от премьер-министра к президенту».
Адальби Шхагошев, член Комитета Государственной Думы по международным делам, выразил обеспокоенность в связи с тем, что позиции военных в республике еще очень сильны:
«Так сложно, как сейчас, в современной Турции ещё не было. Нельзя забывать, что Эрдоган испортил отношения почти со всеми своими соседями. И от того, как он поведёт себя сейчас, будет зависеть, останется ли он у власти».
Вспомним, как это было
15 июля 2016 года в 22:30 началась попытка переворота, который был поддержан частью армии и полиции. Однако высшее руководство армии отказалось участвовать в путче, что стал причиной их задержания путчистами. Сказалось многолетнее вычищение Эрдоганом турецкой армии от последователей оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Захватив национальное ТВ, путчисты объявили о захвате власти в стране, практически одновременно премьер Турции Бинали Йылдырым сообщил о попытке переворота в стране, акцентировав внимание на неприемлемости подобных действий.
Рэджеп Тайип Эрдоган, будучи в отеле Мармариса, связался по телефону с телевидением и выступил с призывом к народу выйти на защиту демократии. Народ с энтузиазмом откликнулся на призыв и помешал путчистам свергнуть власть в стране, избранную демократическим путем.
В 2:30 ночи началась операция армейских частей, оставшихся верными Эрдогану. Это были настоящие военные действия.
Источник фотографии: info.wiara.pl
С этого момента путчисты поняли, что невозможно убить миллионы граждан, вышедших на защиту демократии и законной власти. К утру Эрдоган взял ситуацию под свой контроль, начались аресты участников путча. Всех, кто связан с Гюленом, ожидают увольнения и аресты.
9000 террористов не смогли противостоять 80-миллионному народу. Запад, рассчитывая получить контроль над страной путем военного переворота, как это было в Египте, поддержал путчистов. Путчисты не имели возможности быть успешными без помощи извне, передает kavpolit.com.
Сергей Марков уверен, что корни переворота уходят в США:
«База Инджерлик, которая была ключевой при подготовке путча, там работала американская разведка плюс теснейшие личные связи турецких военных с США. Без ведома США подготовка такого госпереворота не могла бы в принципе проходить. Так, мы знаем, что в критические часы, когда всё решалось, когда Эрдоган призвал людей выйти на площади, в это время американские СМИ, в том числе телеканал NBC, распространяли дезинформацию о том, что Эрдоган сбежал из страны».
Сирийский вопрос
У южных границ Турции уже более 5 лет идет сирийская война, в которой курды играют не последнюю роль, для которых предел мечтаний – создание курдского государства. Курдский вопрос – едва ли не один из самых болезненных для Турции, из-за него охлаждаются отношения с Америкой, поддерживающей курдов в Сирии как эффективную военную силу в борьбе против ИГИЛ.
Источник фотографии: defacto.am
Сирийский вопрос стал главным на встрече министров иностранных дел Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу, состоявшейся в Сочи 1 июля. Накануне встречи стороны поделились своим видением того, как следует организовать сотрудничество по сирийскому урегулированию, говорится на utro.ru. «Для прочного мира в Сирии Иран и Россия должны играть важную роль и участвовать в этом процессе. Мы всегда это говорили, наша позиция по этому вопросу за семь месяцев не изменилось… Все наши разногласия с Россией будем решать путем диалога, и с завтрашнего дня он начнется», – заявил Чавушоглу.
Турция и Иран договорились вместе искать пути прекращения насилия в Сирии: 30 июня глава турецкого МИД встречался с Али Акбаром Салехи. Как передает utro.ru, турецкий министр отметил, что «Тегеран и Анкара могут урегулировать все основные конфликты на Ближнем Востоке, включая сирийский».
Эти заявления звучат более чем оптимистично, особенно в понимании того факта, что интересы Москвы, Анкары и Тегерана в отношении сирийского вопроса в целом совпадают. После встречи с Николаем Патрушевым секретарь Совбеза Ирана Али Шамхани сообщил об образовании трехсторонней группы, «для того, чтобы с близкого расстояния обсуждать политические вопросы и вопросы по безопасности в Сирии».
Россия + Турция + Иран
Россия настроена на всестороннее взаимодействие с Турцией и Ираном в отношении сирийского вопроса. От Турции Москва ждет влияния на оппозиционные группировки, а от Ирана – расширение взаимодействия с режимом Башара Асада.
Источник фотографии: super-orujie.ru
Иран теперь не станет стоять в стороне тем более, что Дамаск является его давним союзником. Однако тройственному союзу может помешать конкуренция с Турцией за влияние в регионе, особенно после снятия с Ирана санкций. Позиции Ирана и как потенциальной ядерной державы сильно укрепились. Но Ирану выгодно идти навстречу Турции, что и было продемонстрировано во время военного переворота в Турции иранским руководством. Причины понятны: военная элита Турции прежде всего подвержена влиянию США и НАТО, и ее приход к власти ничего хорошего ИРИ не сулил. Внешняя политика Тегерана, как мы уже писали, стала с приходом к власти аятоллы Хомейни антиамериканской. Иранская правящая элита убеждена, что США и ряд стран Европы пытаются диктовать странам Ближнего Востока свои принципы и правила игры, нередко грубо попирая интересы стран региона.
Возможно, что задачей переворота в Турции в случае его подготовки США как раз и было смещение Эрдогана. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, вполне ясными Ирану.
Одну точку зрения Тегеран и Анкара имеют и на курдский сепаратизм, усматривая в нем действительную угрозу для всего региона. На днях Али Акбар Велаяти заявил, что «конечная цель американцев — создание независимого Курдистана, что является потенциальной угрозой для региона. Если курды получат независимость, то это будет второй Израиль», передает www.vestikavkaza.ru.
Российской посол в Дамаске Александр Кинщак уверен, что прогресс в российско-турецких отношениях поможет решить вопрос с границей. «Если мы найдем взаимопонимание на почве антитеррора, если наши потенциальные турецкие партнеры поймут, что эта угроза для них тоже серьезная… если у нас будет здесь прогресс, понимание, и мы начнем работать по одной программе ради достижения одних целей, то, естественно, они будут перекрывать границу», – заявил дипломат изданию utro.ru.
По его мнению, диалог с турецкой стороной поможет нашей стране более эффективно выполнить «сирийскую миссию».
Источник фотографии: satuislam.org
В любом случае, инициатором новых союзов и договоренностей является Турция. Причин тому – целый ворох, ровно столько, сколько у нее внутренних и внешних проблем. И здесь невозможно найти единственную причину такого поведения, мы можем говорить лишь о комплексе. Вспомним, к примеру, что вялотекущий процесс принятия Турции в Евросоюз берет свое начало аж в 1987 году. Все новые и новые препоны к окончательному и бесповоротному принятию привели к снижению количества желающих туда попасть: доля выступающих за вступление в ЕС к 2015 году сократилась с 75 до 20 %. Решил ли Эрдоган повернуться к Европе спиной, а к мусульманскому Ближнему Востоку лицом – пока непонятно.
Лилия Цимбалистова