Тема взаимоотношений России и Татарстана включает много различных аспектов: тут и многовековая история, и современность, и конкретные проблемы в экономике, государственно-правовых отношениях, культуре и т.д. Впрочем, в последнее время внимание к этим проблемам в МАСС-медиа заметно снизилось.
Наверное, это не так уж плохо, так как может свидетельствовать, в том числе, о том, что особо острых противоречий и конфликтов в этой чувствительной сфере в данный момент нет. Но даже если это так, то сама проблема, как таковая, не перестает существовать. Тем более, что в наших отношениях появилось нечто новое, на наш взгляд, весьма интересное. Поэтому решил высказать свое мнение по ряду аспектов российско-татарстанских отношений.
Но начнем с нескольких замечаний, относящихся к историческому контексту обозначенной проблемы. Конечно, вряд ли возможно в двух-трех предложениях высказать что-то принципиально новое по такой теме, как история взаимоотношений татарского и русского народов. Все это - не только материал, находящийся в постоянном обороте ученых-историков, но и атрибут обыденного сознания любого жителя нашей страны, достигшего школьного возраста.
Как известно, в нашей совместной тысячелетней истории было много всего разного. И сейчас имеется немало острых проблем и, вероятно, будут они и впредь. Но есть обстоятельство, позволяющее сохранять оптимизм и уверенность в том, что эти проблемы будут решаться, как мы давно умеем, - по уму и на деловой основе. Наверное, мало примеров в мировой истории, в которых два разных народа были так крепко сцеплены друг с другом на протяжении многих веков, пережили вместе так много (в том числе, немало натерпелись друг от друга). Но зато у нас накоплен такой богатый опыт взаимоотношений, что он давно перешел в историческую память, в саму генетику наших народов. Благодаря этому мы можем ладить друг с другом даже лучше, че каждому из нас удается ладить со своими родственными народами (не в обиду этим упомянутым народам было сказано).
Но одно дело – это история взаимоотношений двух этносов, живущих веками бок о бок на огромных территориях Евразии. Мы вспомнили ее потому, что она является предпосылкой, определяющей в основном характер взаимоотношений между многонациональной республикой Татарстан и современной Россией. Теперь мы снова коснемся истории, но уже совсем недалекой.
Горбаческая перестройка положила начало новейшей истории нашей страны. Татарстана, разумеется, тоже. Наше государство, тогда СССР, было удивительной и противоречивой страной. Оно представляло собой во многом искусственное образование, задуманное как определенный проект, и отчасти реализованный (насколько это возможно с помощью постоянной борьбы с вновь и вновь возникающими обстоятельствами, которые выдвигает исторический процесс, не желающий подчиняться выдуманным проектам). Но желание и целеустремленность людей, участвующих в этом историческом эксперименте, были изначально светлыми и благородными. Наверное, поэтому в стране было много того, о чем люди сейчас вспоминают с ностальгией. Однако искусственность, неестественность развития общества постоянно порождала проблемы, которые вызывали у населения сомнение в правильности «великих замыслов»; власть же пыталась преодолевать эти трудности с помощью пресловутых командно-административных методов. Результат мы знаем.
Что касается Татарстана и России, то они были выстроены в бюрократическую систему, которая складывалась в условиях революции и Гражданской войны. Сначала образовалась РСФСР, в ней были автономные республики. Но когда в революцию были втянуты национальные республики по окраинам бывшей Российской империи, они были приняты в состав уже союзного государства, на правах союзных республик. Образовавшаяся, в общем-то, случайно разница в статусах национальных республик стала огромной. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что Татарстан в этих обстоятельствах мог быть среди национальных республик лишь в конце второго десятка, это в лучшем случае.
Еще в советское время не раз ставился вопрос и выравнивании возможностей союзных и автономных республик, однако безрезультатно. Как говорится, «кому не повезло оказаться у стола вовремя, тот пусть пеняет на свою судьбу».
С началом перестройки, когда ослабла командно-административная система, началась борьба общественности и руководства республики за статус союзной республики. Последние же начали «парад суверенитетов», чтобы окончательно избавиться от остатков власти союзного центра, сохранив при этом свое привилегированное положение. Наша республика также приняла Декларацию о суверенитете. Несомненно, что Татарстан был вынужден перехватить этот лозунг, чтобы не оказаться вновь в терминологической ловушке, когда у других будет другое, более «продвинутое» название, и отсюда может последовать новое неравенство.
Надо сказать, что Татарстан почти добился своего признания в качестве союзной республики, но тут перестал существовать Советский Союз вместе с самим статусом союзной республики. Настала новая реальность.
Впрочем, продолжался активный поиск Татарстаном новых форматов во взаимоотношениях с Россией: был заключен двусторонний договор, затем последовали новые договоры и соглашения по отдельным направлениям взаимодействия. Каждый из этих документов отражал реальное соотношение возможностей обеих сторон в текущий политический момент.
Приходится признать, что преобладающей тенденцией в этом процессе было ужесточение позиции России, в силу чего ее представителям удалось «отыграть назад» многие из ранее достигнутых демократических достижений татарстанской стороны. Впрочем, благодаря улучшению общей экономической ситуации в стране появились новые благоприятные возможности для нашей республики, о которых было упомянуто в начале статьи, и о которых хотелось еще сказать особо.
А пока посмотрим, что имеем теперь в «сухом остатке», после двадцати с лишним лет строительства новых постсоветских отношений с Москвой?
Многое из того, что было связано с перестройкой и начавшейся, как казалось, демократизацией, уже улетучились. Но Татарстан как субъект Федерации все-таки сохранил свой особый статус, благодаря двустороннему договору с Россией. Другие субъекты Федерации, как известно, являются участниками многостороннего Федеративного договора. Далее в нашей республике татарский и русский языки являются государственными, как впрочем и в других национальных республиках, где так же местные языки имеют статус государственных (это все равно является положительным аспектом для Татарстана, пусть не исключительным). Однако с реализацией закона о языках, принятым в РТ, не все обстоит так, как было задумано. Но это вообще особый вопрос – в современную эпоху Интернета языковая ситуация коренным образом меняется везде в мире.
Наконец, стоит упомянуть и двусторонних договорах РТ с Россией и ее субъектами, а также с заграничными партнерами, по тем или иным направлениям деятельности. Раньше таких прав у республик не было, надо полагать, что эта тенденция не будет «отыгрываться назад». Кстати, татарстанское руководство довольно активно действует в этом направлении, чему способствует и благополучное, по российским меркам, экономическое положение республики.
В заключение хотелось бы высказать мнение по относительно новому для Татарстана и России явлению - участию республики и регионов вообще в федеральных целевых программах. Снова используем для примера грядущую Универсиаду: все еще приходится слышать, мол, зачем она нужна Казани?
Быть или не быть в России Универсиаде, Олимпиаде и т.д. – это вопрос не к Татарстану, а к Москве. Отказывался бы Татарстан в свое время от ее проведения у себя – она бы все равно была проведена, в другом городе. А средства из федерального бюджета, которые образуются, в том числе и за счет нас, потекли бы в другой регион. Там, а не у нас, был бы создан, например, уникальный комплекс спортивных объектов и вся сопутствующая городская инфраструктура.
В общем, пока складывается такая ситуация, что федеральный центр, располагающий сейчас значительными средствами, готов вкладывать их в регионы. Было бы просто неразумно отказываться от этого. Надо, чтобы Татарстан имел репутацию региона, на который Москва может положиться. И что-то подсказывает, что такую репутацию республика имеет. И хорошо бы сохранить ее в будущем.
Кстати, если нынешние тенденции сохранятся, то можно прогнозировать в будущем конкуренцию среди регионов за проведение у себя общероссийских мероприятий, которые будут сулить дополнительные средства, дополнительные рабочие места, развитие социальной и производственной инфраструктуры и т.п. Впрочем, не будем больше углубляться в экономику, ведь данная статья не посвящена специально ей.
В качестве итога подчеркнем еще раз, что взаимоотношения между Татарстаном и Россией продолжают развиваться; мы вместе преодолеваем негативные моменты из прошлого, ищем, и где-то находим, новые форматы сотрудничества и совместной жизни вообще. Полагаем, что есть основания смотреть в будущее с оптимизмом, имея ввиду и наш исторический опыт, и некоторые новые явления, проявившиеся буквально в последнее время, но уже показывают, что в будущем у нас могут быть перспективы, соответствующие требованиям XXI века.
Александр Долгов